Мониторинг условий и охраны труда
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Динамика показателей производственного травматизма в Российской Федерации |
Показатели |
Период |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Cреднесписочная численность
работающих
(по данным Росстата) |
62955569 |
59673511 |
57525019 |
58609947 |
57818698 |
57405759 |
56438415 |
55814531 |
52017793 |
51161968 |
50597394 |
49984095 |
48832019 |
49102178 |
Производственный травматизм
со смертельным исходом
(по данным Роструда) |
4103 |
3200 |
3244 |
3220 |
2999 |
2757 |
2347 |
2089 |
2072 |
1722 |
1698 |
1613 |
1476 |
1655 |
Количество выявленных
сокрытых несчастных случаев
(по данным Роструда) |
2074 |
1949 |
1686 |
1486 |
1321 |
1090 |
953 |
775 |
726 |
696 |
565 |
595 |
592 |
472 |
Количество групповых
несчастных случаев на производстве
(по данным Роструда) |
1056 |
1008 |
1085 |
959 |
901 |
813 |
654 |
554 |
489 |
421 |
409 |
368 |
361 |
347 |
Занятые во вредных
условиях труда в % к общей
численности занятых
(по данным выборочного обследования Росстата) |
26,2 |
27,5 |
29,0 |
30,5 |
31,8 |
32,2 |
39,7 |
39,1 |
38,5 |
37,9 |
37,9 |
38,3 |
37,2 |
36,4 |
Численность пострадавших
(застрахованных) в связи со
страховыми случаями
по профзаболеваниям (по данным ФСС РФ) |
8431 |
6105 |
5486 |
5960 |
5229 |
5789 |
7268 |
6963 |
6209 |
5049 |
4598 |
4041 |
3494 |
4018 |
Финансовое обеспечение
предупредительных мер
по сокращению производственного травматизма
и профессиональных заболеваний
работников, тыс. рублей
(по данным ФСС РФ) |
3 798 410,95 |
4 298 822,79 |
4 623 489,88 |
5 419 601,35 |
6 332 512,22 |
7 648 695,4 |
8 862 855,0 |
9 527 973,2 |
10 104 445,9 |
10 578 635,5 |
10 979 411,2 |
14 468 940,2 |
17 057 936,2 |
17 175 805,6 |
МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВЕДЕННЫЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В 2012-2021 ГГ. (ПО ДАННЫМ ФСС РФ)
|
Показатели |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Мероприятия, проведенные за счет
средств страховых взносов,
в количественном измерении |
количество аттестованных рабочих мест
по условиям труда, ед. |
626 179 |
546 187 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Количество рабочих мест,
на которых проведена
специальная оценка условий труда, ед. |
- |
- |
583 358 |
1 077 880 |
1 246 142 |
1 227 983 |
1 343 087 |
1 185 605 |
1 135 204 |
1 210 372 |
Кол-во организаций,
в которых проведена
специальная оценка условий труда |
- |
- |
18 620 |
161 251 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Количествово страхователей,
использовавших средства на проведение
специальной оценки условий труда |
- |
- |
10 858 |
18 760 |
18 456 |
18 938 |
22 762 |
19 170 |
17 522 |
14 781 |
численность обученных
по охране труда, чел. |
15060 |
22607 |
31 103 |
26 726 |
39 246 |
34 726 |
41 084 |
42 870 |
32 897 |
43 399 |
Рабочие места Организации
|
Численность работников по видам компенсаций за работу во вредных условиях труда в Российской Федерации на конец 2012 - 2021 гг. (по данным Росстата) |
|
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Списочная численность работников, чел. |
12262516 |
12597443 |
12 322 838 |
12 967067 |
12 836836 |
13 008227 |
12 867 489 |
12 876 373 |
12 971 579 |
13 027 632 |
Списочная численность работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций |
5127499 |
5181429 |
5 748 780 |
5 392 899 |
5 738657 |
5 469547 |
5 096 268 |
4 873 831 |
4 826 205 |
4 735 919 |
% от списочной численности работников |
41,8 |
41,1 |
46,7 |
41,5 |
44,3 |
42,6 |
39,6 |
37,9 |
37,2 |
36,4 |
дополнительный отпуск |
3810267 |
3827017 |
3 745 345 |
3 019 130 |
3 503 720 |
3 157 255 |
2 843 251 |
2 752 098 |
2 673 676 |
2 555 903 |
% от списочной численности работников |
31,1 |
30,4 |
30,4 |
27,0 |
24,6 |
23,2 |
22,1 |
21,4 |
20,6 |
19,6 |
сокращенный рабочий день |
456895 |
534290 |
601 952 |
584 611 |
513 846 |
492 207 |
440 808 |
401 786 |
390 296 |
375 886 |
% от списочной численности работников |
3,7 |
4,2 |
4,9 |
4,5 |
4,0 |
3,8 |
3,4 |
3,1 |
3,0 |
2,9 |
бесплатное лечебно-профилактическое питание |
220 964 |
230 490 |
217 517 |
207 060 |
183 445 |
176 666 |
172 722 |
167 701 |
169 568 |
165 925 |
% от списочной численности работников |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
1,6 |
1,4 |
1,4 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
бесплатное получение молока или других равноценных пищевых продуктов |
2 301 491 |
2 209 552 |
1 982 672 |
1 826 955 |
1 624 400 |
1 530 855 |
1 431 392 |
1 410 404 |
1 335 084 |
1 297 232 |
% от списочной численности работников |
18,8 |
17,5 |
16,1 |
14,1 |
12,7 |
11,8 |
11,1 |
11,0 |
10,3 |
10,0 |
оплата труда в повышенном размере |
3371374 |
3541430 |
3 641 844 |
3 840 550 |
3 996 430 |
4 904 325 |
4 291 515 |
4 405 849 |
4 400 684 |
4 341 177 |
% от списочной численности работников |
27,5 |
28,1 |
29,55 |
29,6 |
31,1 |
37,7 |
33,4 |
34,2 |
33,9 |
33,3 |
Абсолютные значения Относительные значения
ЦЕЛЬ МОНИТОРИНГА УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СИТУАЦИИ В ОБЛАСТИ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЕЕ УЛУЧШЕНИЮ.
ОСНОВНЫМИ ОБЪЕКТАМИ МОНИТОРИНГА УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА ЯВЛЯЮТСЯ:
- состояние условий труда и обеспечение охраны труда на рабочих местах;
- уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- установление инвалидности лицам вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;
- предоставление гарантий и компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;
- государственная экспертиза условий труда;
- разработка и совершенствование нормативно-правовой базы по охране труда субъектов Российской Федерации;
- разработка и реализация государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ) по улучшению условий и охраны труда;
- информационное обеспечение охраны труда и распространение передового отечественного и зарубежного опыта по улучшению условий и охраны труда;
- проведение специальной оценки условий труда;
- реализация мероприятий, направленных на профилактику несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников;
- профессиональная подготовка специалистов и обучение работников по охране труда;
- предоставление досрочных пенсий по старости гражданам в связи с их занятостью на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
- осуществление общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
- развитие социального партнерства в сфере охраны труда;
- развитие международного сотрудничества в области охраны труда.
Общероссийский мониторинг условий и охраны труда производится с 2010 года:
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ МОНИТОРИНГ ПРОВОДИТСЯ МИНИСТЕРСТВОМ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С УЧАСТИЕМ:
Федеральной службы по труду и занятости;
Фонда социального страхования Российской Федерации;
Пенсионного фонда Российской Федерации;
ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России;
ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Минтруда России;
иных органов и организаций в пределах их компетенции
На основе результатов общероссийского мониторинга условий и охраны труда формируется ежегодный доклад Минтруда России о результатах мониторинга условий и охраны труда.
Обзор результатов общероссийского мониторинга условий и охраны труда в Российской Федерации (подготовлен Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации) :
2023
Результаты общероссийского мониторинга условий и охраны труда за 2023 год
Приложения.pdf
2022
Результаты общероссийского мониторинга условий и охраны труда за 2022 год
Приложения.pdf
2021
Результаты общероссийского мониторинга условий и охраны труда за 2021 год
Приложения.pdf
2020
Результаты общероссийского мониторинга условий и охраны труда за 2020 год
Приложения №01-37.pdf
2019
Результаты общероссийского мониторинга условий и охраны труда за 2019 год
Приложения №01-06.pdf
Приложения №07-17.pdf
Приложения №18-27.pdf
Приложения №28-32.pdf
Приложения №32a-40Ч1.pdf
Приложения №42-48.pdf
2018
Результаты общероссийского мониторинга условий и охраны труда за 2018 год
Приложения №1-13.pdf
Приложения №14-39.pdf
Приложения №40-47.pdf
2017
Результаты общероссийского мониторинга условий и охраны труда за 2017 год
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
2016
Результаты общероссийского мониторинга условий и охраны труда за 2016 год
Приложения №1-№29
Приложения №30-№54
2015
Результаты общероссийского мониторинга условий и охраны труда за 2015 год
2014
Доклад "О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2014 году"
Приложения
2013
Доклад "О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2013 году"
Приложения
2012
Доклад "О реализации государственной политики в области условий и охраны труда в Российской Федерации в 2012 году"
Приложения
Динамика производственного травматизма с утратой работоспособности
и со cметрельным исходом за 2008-2012 год
Динамика производственного травматизма со смертельным исходом
за 2008-2012 год
Распределение несчастных случаев с тяжелыми последствиями по видам экономической деятельности в 2012 году (по данным Роструда)
Обрабатывающие производства
Строительство
Транспорт и связь
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
Операции с недвижимостью и аренда
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
Добыча полезных ископаемых
Производство и распределение социальных услуг
Здравоохранение и представление социальных услуг
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение
Предоставление прочих коммунальных социальных услуг
Образование
Финансовая деятельность
Рыболовство, рыбоводство
Гостиницы и рестораны
Распределение несчастных случаев с тяжелыми последствиями по видам происшествий в 2012 году (по данным Роструда)
Падение пострадавшего с высоты
Воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д.
Транспортные происшедствия
Падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр.
Повреждения в результате противоправных действий других лиц
Воздействие электрического тока
Воздействие дыма, огня и пламени
Попадание инородного тела
Воздействие экстремальных температур и других природных факторов
Воздействие вредных веществ
Воздействие других неклассифицированных травмирующих факторов
Повреждения в результате контакта с растениями, животных, насекомыми и пресмыкающимися
Утопление и погружение в воду
Повреждения при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, криминогенного и иного характера
Физические перегрузки и перенапряжения
Воздействие излучений (ионизирующих и неонизирующих)
Распределение несчастных случаев с тяжелыми последствиями по причинам происшествия в 2012 году (по данным Роструда)
Неудовлетворительная организация производства работ
Нарушение правил дорожного движения
Нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда
Нарушение технологического процесса
Недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда, в том числе
Неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест
Нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств
Неприменение работником средств индивидуальной защиты
Эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования
Прочие причины, квалифицированные по материалам расследования несчастных случаев
Неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, территории
Конструктивные недостатки и недостаточная надежность машин, механизмов, оборудования
Несовершенство технологического процесса
Использование пострадавшего не по специальности
Неприменение средств коллективной защиты
Распределение лиц с впервые установленным профессиональным заболеванием в 2011-2012 гг.
по видам экономической деятельности (по данным Росстата)
Удельный вес численности работников, занятых во вредных условиях
труда в 2012 году, % (по данным Росстата)
Динамика удельного веса работников, занятых тяжелым физическим трудом,
в Российской Федерации в 2008-2012 гг. (по данным Росстата)
Удельный вес численности работников, занятых во вредных условиях труда,
по видам экономической деятельности в Российской Федерации в 2009-2012 гг. (по данным Росстата)
Структура расходов на компенсации и средства индивидуальной
защиты в 2012 году (по данным Росстата)
Оплата дополнительного отпуска
Оплата труда в повышенном размере
Лечебно-профилаткическое питание
Молоко или другие равноценные пищевые продукты
Спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты
Численность работников по видам компенсаций за работу во вредных условиях труда в Российской Федерации на конец 2012 года по видам экономической деятельности (по данным Росстата) % от списочной численности работников
Численность работников по видам компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда в Российской Федерации на конец 2013-2014 гг. по видам экономической деятельности (по данным Росстата)
Финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний за счет средств ФСС РФ на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (млрд. руб.)
Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и прозаболеваний за 2012 год (по данным ФСС РФ)
Приобретение работникам СИЗ, 2414,48 млн.руб.
Санаторно-курортное лечение работников, 1589,99 млн. руб.
Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, 1322,75 млн. руб.
Проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников, 880,33 млн. руб.
Приведение уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней
излучения на рабочих местах в соответствие с нормативными требованиями, 74,20 млн. руб.
Обучение по охране труда, 35,06 млн. руб.
Обеспечение лечебно-профилактическим питанием, 7,85 млн. руб.
приобретение алкотестеров и алкометров, 5,87 млн. руб.
приобретение тахографов, 2,00 млн. руб.