Профессиональным союзам в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" предоставлено право:
Категория мероприятий |
Наименование мероприятий |
Основание |
Правовые |
Заключение индивидуальных трудовых договоров Заключение коллективного договора Заключение соглашения по охране труда |
Трудовой кодекс РФ (главы 7, 10, 48)
|
Создание и функционирование системы распорядительной документации (положений, стандартов, приказов, инструкций и т.д.) |
|
|
Ведение документации строгой отчетности, в том числе: |
||
материалы специальной оценки условий труда
|
||
материалы расследования несчастных случаев на производстве
|
||
материалы расследования профессиональных заболеваний (отравлений)
|
||
данные о медицинском освидетельствовании работников |
||
Социально-экономические |
Обязательное социальное страхование работников от временной нетрудоспособности, от профессиональных заболеваний, от несчастных случаев на производстве |
|
Обязательные виды компенсаций, в том числе: |
||
льготное пенсионное обеспечение
|
||
предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков
|
||
сокращение продолжительности рабочего времени (на работах с вредными условиями труда и для отдельных категорий работников – инвалидов, несовершеннолетних) |
||
обеспечение лечебно-профилактическим питанием на работах с особо вредными условиями труда, выдача молока, соков на работах с вредными условиями труда, обеспечение газированной соленой водой работников «горячих» цехов
|
|
|
доплаты за работу (во вредных условиях труда, в особых климатических условиях, в ночное время, в выходные и праздничные дни, сверхурочно, за ненормированный рабочий день) |
|
|
Организационно-технические |
Обучение по охране труда |
|
Специальная оценка условий труда |
|
|
Содержание зданий, сооружений, дорог в надлежащем состоянии, проведение их обследований, осмотров, проведение планово-предупредительного ремонта |
СП 56.13330.2011 Производственные здания. Актуализированная редакция СНиП 31-03-2001 |
|
- Содержание технических устройств опасных производственных объектов (ТУ ОПО) - грузоподъемных кранов, воздухосборников, котлов, лифтов и др. – в надлежащем состоянии, организация их обслуживания, испытаний, ППР;
- Содержание технологического оборудования и электроустановок в исправном состоянии, организация и проведение ППР оборудования и электроустановок;
- Организация надлежащей эксплуатации инструмента, приспособлений, средств подмащивания;
- Организация надлежащей эксплуатации транспортных средств;
- Техническое перевооружение и модернизация производства (внедрение более безопасных технологических процессов, транспортных средств, оборудования и т.д.);
- Рационализация рабочих мест
|
<з>Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.2.061-81 «Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности к рабочим местам»
ст. 24-27
|
|
|
Устройство и применение средств коллективной защиты (отопления, механической и естественной вентиляции, освещения и др.) |
|
Санитарно-гигиенические |
||
Проведение производственного санитарного контроля и санитарных мероприятий (дезинфекция, дезинсекция, дератизация) |
ст. 11, 32 |
|
Выдача спецодежды, спецобуви и других СИЗ. Выдача смывающих и обезвреживающих средств (мыла, кремов) |
Приказ Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. №1122н Стандарт «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» |
|
Лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия
|
Проведение предварительных, периодических медицинских освидетельствований работников для установления пригодности к выполняемой работе |
ст. 34 |
Устройство комнат психологической разгрузки, физкультурных комнат |
||
Обеспечение лечебно-профилактическим питанием на работах с особо вредными условиями труда, выдача молока, сока на работах с вредными условиями труда |
|
|
Санаторно-курортное лечение |
Руководители и работодатели – физические лица в качестве первых шагов по организации работы по охране труда на малых предприятиях должны:
Деятельность малого предприятия применительно к требованиям законодательства об охране труда можно разбить на два этапа:
1. выбор видов производственной деятельности, оценки (идентификации) рисков и отнесения предприятия к классу профессионального риска;
2. подбор безопасного производственного процесса (при преоктировании предприятия), изучение и анализ условий труда
3. подбор безопасного производственного оборудования, транспорта, подъемных устройств, оснастки, инструмента, средств подготовки инструмента (при проектировании предприятия), изучения и анализа травмобезопасности действующих рабочих мест;
4. подбор территории, отвечающей требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности (при проектировании предприятия), оценка территории, на которой располагается действующее предприятие в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности
5. подбор здания, отвечающего требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда, с учетом вида деятельности (при проектировании предприятия), оценка действующих зданий на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности;
6. подбор административно-бытовых помещений, отвечающих требованиям строительных норм и правил, организация лечебно-профилактического обслуживания;
7. определение штата работников соответствующей квалификации, порядка подготовки работников по охране труда и проверки знаний в области охраны труда;
8. подбор средств коллективной защиты, знаков безопасности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности, проверка эффективности средств коллективной защиты на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области охраны труда с учетом вида деятельности;
9. подбор сертифицированных средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, в соответствии с правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (при проектировании предприятия), проверка приобретения и использования средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств на действующих предприятиях;
10. определение льгот и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда (при проектировании предприятия), проверка правильности предоставления льгот и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда на действующем предприятии, в соответствии с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда;
1. Ознакомиться с законодательной базой и основными нормативными правовыми актами, содержащими нормативные требования охраны труда для данного предприятия (по видам деятельности, выполняемым организацией)
2. Определить организационную форму работы по охране труда с учетом специфики производственной деятельности организации
3. Провести обучение специалистов и работников по вопросам охраны труда в специализированных учебных заведениях
4. Назначить распорядительными документами ответственных должностных лиц по вопросам охраны труда
5. Сформировать перечень нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности
6. Сформировать списки работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, и работ, для проведения которых требуется оформление наряда-допуска
7. Определить профессии и виды работ, при выполнении которых необходимо бесплатно выдавать работникам СИЗ, смывающие и обеззараживающие средства. Разработать порядок их выдачи
8. Составить перечень профессий и видов работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда и предусмотрено дополнительное специальное обучение безопасности труда
9. Определить контингент работников, для которых предусмотрен предварительный при поступлении на работу и периодический медицинские осмотры
10. Составить перечень профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на гарантии и компенсации
11. Составить перечень инструкций по охране труда. Организовать их разработку, согласование и утверждение. Определить лицо, ответственное за реализацию этих видов работ
12. Разработать порядок организации работ повышенной опасности
1. Обеспечение безопасности зданий и сооружений
2. Обеспечение безопасности эксплуатируемого оборудовани
3. Обеспечение безопасности производственных процессов
4. Обеспечение пожарной безопасности
5. Нормализация санитарно-гигиенических условий труда
6. Проведение инструктажей по охране труда
7. Создание комиссий по охране труда
8. Избрание уполномоченных (доверенных)лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов
9. Организация расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
10. Специальная оценка условий труда
11. Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
12. Создание и ведение документации по охране труда
13. Санитарно-бытовое обеспечение работников
14. Оборудование уголка по охране труда
15. Обеспечение работников СИЗ, смывающими и обеззараживающими средствами
16. Выдача молока и лечебно-профилактического питания
17. Финансирование мероприятий по охране труда
18. Реализация прав и обязанностей работников малых предприятий
С 1 января 2015 года произошли изменения в области пенсионного законодательства, связанные со вступлением в силу Федерального закона РФ №400 «О страховых пенсиях», поскольку вводится новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования.
Работодатель в обязательном порядке должен будет выплачивать страховые взносы за своих работников-представителей льготных профессий (металлургия, горнодобывающая и химическая промышленность, машиностроение).
Работники с такими профессиями имеют право на досрочный выход на пенсию. Разумным и обоснованным является то, что работодатель должен платить больше, раз труд у него наносит вред здоровью людей. Другое дело, что у нас в стране все пенсионные отчисления формируются исключительно за счет средств работодателей. Это приводит, помимо прочего, и к массовым «серым» зарплатам, что напрямую отражается на наполнении того же Пенсионного фонда.
Начисление пенсии будет напрямую зависеть, в том числе, от уплаченного работодателем дополнительного тарифа страховых взносов за своих работников-представителей льготных профессий.
Данная мера направлена не только на формирование дополнительного источника трудовой пенсии, но и на активное участие работодателя в улучшении условий труда на рабочем месте, поскольку чем меньше рабочих мест с вредными или опасными условиями труда, тем меньше конечные затраты работодателя.
Для малых предприятий нет обязательного перечня документов по охране труда, который бы отличался от аналогичного перечня для средних или крупных предприятий. Особенность состава документов может быть обусловлена сферой деятельности малого предприятия.
1. Законодательные акты Российской Федерации в области охраны труда, подзаконные акты, содержащие государственные требования охраны труд
2. Локальные нормативные акты, разработанные в организации (ст. 8, 372 Трудового кодекса Российской Федерации)
3. Учётно-отчётные документы по охране труда организации, в том числе:
Мероприятия по улучшению условий и охраны труда финансируются работодателями (ст. 226 Трудового кодекса РФ). Финансирование мероприятий по охране труда осуществляется работодателем в размере не менее 0,2 % от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
1) проведение специальной оценки условий труда;
2) реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
3) обучение по охране труда следующих категорий работников:
4) приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств;
5) санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
6) проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
7) обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. N 46н;
8) приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры);
9) приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов);
10) приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи.
К началу 2016 года Правительство РФ готовит законопроект, который должен увеличить господдержку работодателей в части улучшения условий и охраны труда. Сейчас средства на улучшение охраны труда выплачивает ФСС России в размере 20 % от уплаченных работодателем страховых взносов. Этот показатель хотят увеличить до 30 %. Так же планируется внести изменения в правила предоставления помощи работодателям – в перечень предупредительных мер, на которые можно получить деньги в ФСС России, внесут мероприятия по субсидированию кредитов на модернизацию основных фондов компании с целью улучшения условий труда. Размеры ежемесячных страховых выплат пострадавшим от несчастных случаев также будут проиндексированы. Их увеличат более чем на 13,5 %.
Некоторые инструменты мотивации сотрудников малого предприятия для улучшения условий труда
Инструмент |
Проводимые мероприятия |
Обеспечение безопасных и комфортных условий труда |
– своевременное обновление офисной мебели и техники; |
Забота о здоровье работников |
– предоставление добровольной медицинской страховки; |
Предоставление дополнительного отпуска |
– кратковременный отпуск с сохранением или без сохранения заработной платы; |
Компенсация за период нетрудоспособности |
- доплата работнику до 100 процентов среднего дневного заработка за период нетрудоспособности независимо от стажа работы |
Оплата профессионального обучения и повышения квалификации |
– участие в корпоративных программах обучения за счет организации; |
Проведение корпоративных мероприятий для сотрудников |
– совместные выезды на природу, экскурсии; |
Ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства и законодательства об охране труда
Нарушение |
Ответственность работодателя (индивидуального предпринимателя) |
Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) |
– Для должностных лиц – предупреждение или штраф от 1000 до 5000 руб.; Повторное нарушение грозит (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ): |
Фактический допуск к работе сотрудником, у которого нет на то полномочий, в случае если работодатель отказывается признать трудовые отношения с данным работником (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ) |
– Для граждан – штраф от 3000 до 5000 руб.; Повторное нарушение грозит (ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ): |
Уклонение от оформления трудового договора или его неправильное оформление, подмена трудового договора гражданско-правовым (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ) |
– Для должностных лиц – штраф от 10 000 до 20 000 руб.; Повторное нарушение грозит (ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ): |
Нарушение требований охраны труда (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ ) |
– Для должностных лиц – предупреждение или наложение административного штрафа от 2000 до 5000 руб.; |
Непроведение спецоценки условий труда на рабочих местах или ее неправильное проведение (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ) |
– Для должностных лиц – предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 руб.; |
Допуск к работе сотрудника, непрошедшего обучение и проверку знаний по охране труда, обязательный медосмотр (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ) |
– Для должностных лиц – штраф от 15 000 до 25 000 руб.; |
Необеспечение работников СИЗ (ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ) |
– Для должностных лиц – штраф от 20 000 до 30 000 руб.; |
Повторное нарушение по статье 5.27.1 КоАП РФ (ч.5 ст. 5.27.1 КоАП РФ) |
– Для должностных лиц – штраф от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет; |
Невыполнение в срок или ненадлежащее выполнение предписания трудового инспектора (ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ) |
– Для должностных лиц – штраф от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет; |
Малым предприятиям подойдет услуга «аутсорсинг в области охраны труда»
Сравнение затрат работодателя (индивидуального предпринимателя) на специалиста по охране труда с затратами на аутсорсинг
Затраты работодателя |
Специалист по охране труда |
Аутсорсинг охраны труда |
Разовые затраты: организация рабочего места (компьютер, оргтехника, мебель) |
~ 40 000 руб. |
- |
Ежемесячные: зарплата, страховые взносы, канцелярия, связь, базы нормативной документации и др. |
~ 30 000 руб. |
В 3-4 раза меньше (~ 10 000 руб.) |
Сумма за первый месяц |
~ 70 000 руб. |
~ 10 000 руб. |
Сумма при организованном рабочем месте |
~ 30 000 руб. |
~ 10 000 руб. |
Преимущества и недостатки аутсорсинга охраны труда
Преимущества:
Недостатки:
Как правильно выбрать поставщика аутсорсинговых услуг
Какие функции можно передать на аутсорсинг
Вид аутсорсинга |
Передаваемые функции |
Полный |
– организация и координация работ по охране труда; |
Частичный |
Работодатель выбирает функции, которые он хочет передать на обслуживание другой компании. За оставшуюся часть он несет ответственность самостоятельно. |
Разработка документов по охране труда |
Организация-аутсорсер подготовит журналы, инструкции, приказы, списки и перечни по охране труда и другие документы. В дальнейшем работодатель будет вести их самостоятельно. |
Проведение аудита по охране труда |
Организация-аутсорсер проведет проверку предприятия и укажет на слабые стороны. Исправлять ошибки работодатель будет самостоятельно. |
Добросовестные работодатели будут освобождены от плановых проверок Роструда. Об этом заявил руководитель ведомства Всеволод Вуколов в ходе выступления на одном из мероприятий Всероссийской недели охраны труда.
Так, в план проверок на 2016 год будут включены только те организации малого и среднего бизнеса, в которых ранее были выявлены нарушения, угрожающие здоровью и жизни работников. По сообщению пресс-службы ведомства, Роструд уже приступил к реализации принципов риск-ориентированного подхода при планировании контрольно-надзорных мероприятий. В текущем году государственные инспекции труда осуществляют мониторинг соблюдения работодателями норм охраны труда, законодательства об оплате труда и иных обязательных требований, нарушение которых может привести к причинению вреда здоровью и жизни работников. О наличии таких нарушений сотрудники Роструда узнают из обращений граждан, из СМИ и иных информационных источников, а также в ходе межведомственного взаимодействия.
При этом в следующему году планируется освобождать от плановых проверок Роструда добросовестных работодателей при отсутствии нарушений даже по истечении трех лет с момента госрегистрации или последней плановой проверки организации малого и среднего бизнеса.
Кроме того, Роструд обнародовал данные по количеству нарушений, связанных с установлением компенсаций за вредные условия труда. По данным ведомства, число таких нарушений увеличилось на треть. Так, за 2014 год было выявлено 19 465 нарушений установления соответствующих гарантий и компенсаций (в 2013 году – 15 705 нарушений). В ходе контрольно-надзорных мероприятий инспекторами труда выявлялись нарушения в части обеспечения работников дополнительным оплачиваемым отпуском, установления сокращенной продолжительности рабочего времени, а также повышения оплаты труда.
Особенности охраны труда на малых и средних предприятиях
У малых и средних предприятий есть своя специфика. Когда речь идет об охране труда на малых и средних предприятиях, то совершенно очевидно, что они не раскрывают свой потенциал в этой части полностью. Отчасти это объясняется тем, что управление охраной труда на малых и средних предприятиях нередко организовано недостаточно хорошо, в результате чего условия труда их работников оказываются менее безопасными и сопряженными с большими рисками, чем на крупных предприятиях.
В отличие от крупных предприятий, пользующихся преимуществами от эффекта масштаба, малые и средние предприятия вынуждены уделять подготовке и информированию работников по вопросам охраны труда меньше времени.
Владельцы и руководство малых и средних предприятий отличаются меньшей осведомленностью о финансовых последствиях несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Помимо этого, можно отметить следующую тенденцию: малые и средние предприятия, как правило, лишь реагируют на возникающие обстоятельства, а не пытаются предугадать их и принять профилактические меры в области охраны труда.
В большинстве случаев охрана труда является низким приоритетом на малых и средних предприятиях. Следствием такого подхода становится отсутствие лечения и компенсаций. Зачастую имеются случаи занижения статистики несчастных случаев, которые приводят к тому, что у нет реальной картины последствий недостаточного соблюдения правил охраны труда. Разумеется, при отсутствии реальной картины происходящего отмечается недостаточность средств для совершенствования охраны труда и сбора информации.
В итоге мы получаем низкую осведомленность общества об этой ситуации, что, в свою очередь, приводит к тому, что охрана труда остается вопросом низкого приоритета.
Еще раз следует подчеркнуть, насколько сложно решать вопросы охраны труда и разорвать порочный круг игнорирования в том случае, когда мы имеем дело с малыми и средними предприятиями.
Рассмотрим, какие инициативы могут помочь решить эту проблему. Предлагаемые решения должны напрямую отвечать тем вызовам, которые стоят перед малыми и средними предприятиями.
Ряд примеров наиболее эффективных инициатив, ориентированных на отдельные характеристики малых и средних предприятий и их отраслевые различия.
1. Отраслевые инициативы в области обучения по вопросам охраны труда, осуществляемые отраслевыми организациями работодателей.
2. Консультирование и информирование с помощью таких посредников, как финансовые учреждения.
Пример: Малое или среднее предприятие обращается в банк за кредитом на развитие бизнеса.
Банк может проанализировать не только экономическую деятельность соответствующего предприятия, но и состояние охраны труда.
3. Инициативы в рамках системы снабжения, такие как организация крупными предприятиями обучения по вопросам охраны труда для своих поставщиков из числа малых и средних предприятий.
Пример: Если малое или среднее предприятие хочет стать поставщиком крупного предприятия, то оно обязано ввести у себя те стандарты охраны труда, которые существуют на соответствующем крупном предприятии.
4. Информирование через средства массовой информации. СМИ оказывают значительное влияние на отношение малых и средних предприятий к охране труда.
Руководство малых и средних предприятий должно понять, что экономическая выгода, которую дает хорошо отлаженная СУОТ, перевешивает связанные с ее внедрением расходы
Пример: Телевизионные кампании, в рамках которых рассказывается о крупных авариях и о том, что можно сделать для их предотвращения, помогают существенно изменять отношение малых и средних предприятий к охране труда и их поведение.
Имеющиеся у МОТ данные свидетельствуют о том, что издержки, связанные с несчастными случаями, намного превышают затраты на меры по их предотвращению.
Пример: Результаты недавних исследований в Европе показывают, что издержки, связанные с незначительным несчастным случаем, не повлекшим тяжких последствий, превышают затраты на соответствующие предупредительные меры в среднем в 16 раз, а если речь идет о несчастных случаях с тяжкими последствиями и со смертельным исходом — в 48 раз.
Последствия несчастного случая и связанные с ним затраты могут оказаться заметными и для крупного предприятия, но малое предприятие они могут привести к банкротству.
________________________________________
Источники МОТ: Руководящие принципы по системам управления безопасностью и гигиеной труда МОТ-БГТ 2001 (ILO-OSH 2001 Guidelines on occupational safety and health management systems) (далее — МОТ-БГТ 2001), методические материалы «Улучшение условий труда на малых предприятиях» (Work Improvements in Small enterprises). Источник: публикацияМОТ Safety and Health at Work. The example of an EU-ILO joint project «Improving safety and health at work through a Decent Work Agenda» (Охранатруда. Пример совместного проекта ЕС и МОТ «Улучшение охраны труда с помощью программы достойного труда») (на англ. яз.).
Роструд перейдет на электронные проверки
На Красноярском экономическом форуме выступил заместитель руководителя Роструда Михаил ИВАНКОВ. Он рассказал о том, что Роструд планирует переходить на добровольные электронные проверки работодателей. Система электронных проверок будет базироваться на сервисе Роструда «Электронный инспектор» на портале Онлайнинспекция.рф. Пока сервис работает в пилотном режиме и содержит 77 проверочных листов. В ближайшие годы их станет больше. Работодатели смогут самостоятельно проводить полноценные проверки, а не ждать прихода инспектора ГИТ.
За 2015 год с помощью «Электронного инспектора» провели 55 000 проверок по имеющимся проверочным листам. Было выявлено более 50 000 нарушений. Если работодатели вовремя их устранят, то смогут сэкономить порядка 1,5 млрд рублей.
Михаил ИВАНКОВ подчеркнул, что «Электронный инспектор» – это не тесты, а интерактивное воспроизведение работы инспектора. Уже сейчас можно взглянуть на свое предприятие глазами проверяющего. Когда будут сформированы все проверочные листы, появится система полной самопроверки. По результатам и содержанию она будет идентична проверке реального инспектора.
Работодатели будут платить дополнительный налог
Чтобы обезопасить работников от возможного банкротства организации, работодателей могут обязать платить еще один налог. Законопроект с такой инициативой поступил на рассмотрение в Госдуму. Если его примут, то работникам банкротящейся организации будут гарантированы единовременные выплаты зарплаты, задержанной за три месяца до заявления о банкротстве. Выплаты будет делать ФСС России, который хотят назначить страховщиком. Законопроект в нынешнем виде предлагает увеличить отчисления в ФСС России до 0,02 процента от фонда оплаты труда.
Если говорить в цифрах, то при месячной зарплате в 34 000 рублей (средний размер зарплат по России в прошлом году по данным Росстата) объем отчислений при банкротстве работодателя составит 6,8 рубля в месяц за каждого работника, а при зарплате в 100 000 рублей – всего 20 рублей. Законопроект может вступить в силу с 1 января 2017 года.
Новая редакция Трудового кодекса акцентирует внимание на профилактике травматизма и профзаболеваемости
Прошло нулевое чтение законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости)». Директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий КОРЖ пояснил, что предлагается выпустить в новой редакции раздел X Трудового кодекса, который посвящен охране труда. Базовые обязанности работодателя пересматривать не будут, а вот уровни управления охраной труда структурируют. Для этого введут отдельную главу «Управление охраны труда у работодателя».
Минтруд России хочет на законодательном уровне закрепить методы снижения опасности на рабочих местах. Таким образом будут смещены акценты на профилактику травматизма и управление рисками.
Работодателей обяжут фиксировать все микротравмы работников, которые привели к потере работоспособности. Но в то же время им дадут возможность проводить самоконтроль на своих предприятиях, чтобы своевременно обнаруживать и устранять нарушения по охране труда. Ведь приставить трудового инспектора к каждому работодателю невозможно.
Работодатели-должники попадут под пристальный контроль
Работодатели, которые выплачивают работникам слишком маленькие оклады или задерживают зарплату, попадут под пристальное внимание ПФР и ГИТ. В Госдуму внесен законопроект, который увеличит список предлогов для внеплановой проверки. Инспекторы смогут прийти к работодателю, если получат жалобу на:
При этом проверку не нужно будет согласовывать с прокуратурой.
Также в Госдуму поступил законопроект, который может разрешить специалистам ПФР проводить выездные проверки, если поступила информация о долгах по зарплате или об уклонении от заключения гражданско-правовых и трудовых договоров. Законодатели предлагают увеличить срок обращения в суд по индивидуальным трудовым спорам. Сейчас он составляет три месяца.
Чиновники считают, что только строгий контроль и высокие штрафы могут заставить работодателей вовремя выплачивать зарплату. К слову, штрафы за нарушения тоже могут увеличиться: для организаций – до 100 000 рублей, для индивидуальных предпринимателей – до 30 000 рублей.
Постановление Правительства РФ от 26.11.2015 № 1268 «Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489»
Постановление № 1268 вступило в силу 12.12.2015 года.
В этом Постановлении Правительство определило форму заявления об исключении субъекта малого предпринимательства из плана проверок и порядок его подачи.
Постановление издано во исполнение статьи 26.1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которой введён мораторий на проведение в 2016 — 2018 годах плановых проверок отдельных категорий субъектов малого предпринимательства.
Утвержденные правила определяют:
Заявление и прилагаемые к нему документы могут быть поданы в утвердивший ежегодный план орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля как на бумажном носителе, так и в форме электронных документов.
Кроме того, внесены поправки в Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В перечень оснований для внесения изменений в ежегодный план включено принятие органом контроля решения об исключении соответствующей проверки из ежегодного плана в случаях, предусмотренных статьей 26.1 федерального закона. Также срок уведомления органов прокуратуры о внесенных в ежегодный план изменениях сокращен с десяти до трех дней.
Согласно законопроекту № 910925-6 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», который внесён на рассмотрение в Госдуму 22 октября 2015 г., работодатели будут обязаны известить в течение суток о произошедшем несчастном случае на производстве территориальный следственный орган СК РФ.
Также по требованию комиссии по расследованию несчастного случая, работодателя обяжут обеспечить за свой счет передачу следственному органу информации с систем видеонаблюдения, имеющихся на объекте, где произошел несчастный случай.
Кроме этого планируется расширить список материалов расследований несчастного случая копиями документов, подтверждающих наличие, исправность и соответствие нормативным требованиям охраны труда и технических регламентов средств коллективной защиты на месте, где произошел несчастный случай.
Сейчас Трудовой кодекс не обязывает работодателей делать это, несмотря на то, что с созданием Следственного комитета предварительное следствие по статьям УПК «Нарушение требований охраны труда», «Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики», «Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных и иных работ» и «Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах» находится в компетенции следователей СК РФ.
Следственный орган, на основании представленных материалов и проведенного расследования, сможет принимать решение о выносе постановления о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.
Минтруд России предлагает расширить перечень предупредительных мер по охране труда, расходы на которые возмещаются работодателям за счет страховых взносов
Соответствующие предложения содержатся в проекте приказа Минтруда России «О внесении изменений в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. № 580н».
Предоставление работодателям возможности возмещать расходы на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма за счет сумм страховых взносов является одним из действенных инструментов экономического стимулирования работодателей в снижении уровня травматизма и профессиональной заболеваемости работников.
«За 15 лет объем средств страховых взносов, возмещенных работодателям на обеспечение предупредительных мер, увеличился с 370 тыс. рублей в 2001 году до 9,5 млрд рублей в 2015 году», – сообщил директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий Корж.
Перечень предупредительных мероприятий, расходы на осуществление которых могут быть возмещены работодателями за счет сумм страховых взносов, планируется дополнить следующими мероприятиями:
При этом для обеспечения контроля за целевым использованием сумм страховых взносов страхователь с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер представляет в Фонд социального страхования России копии документов, подтверждающих приобретение соответствующих приборов, устройств, оборудования и комплексов.
«Расширение перечня предупредительных мероприятий, подлежащих финансированию за счет сумм страховых взносов, будет способствовать стимулированию работодателей к улучшению условий и охраны труда работников и, следовательно, снижению уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости», – подчеркнул Валерий Корж.
Напомним, что работодатель самостоятельно определяет собственный перечень предупредительных мероприятий исходя из специфики своей деятельности и обращается в дальнейшем в ФСС России за возмещением расходов на них.
В настоящее время за счет сумм страховых взносов работодатели могут финансировать:
Установлены особенности регулирования труда работников микропредприятий и ИП
В ТК РФ введена новая глава 48.1, согласно которой у работодателей - субъектов малого предпринимательства (включая работодателей - индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с законодательством отнесены к микропредприятиям, регулирование трудовых отношений осуществляется с учетом установленных особенностей, предусматривающих в частности, следующее:
Правительством РФ утверждена типовая форма трудового договора, заключаемого между работником и работодателем - субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям
Типовая форма разработана в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 348-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям».
В типовой форме содержатся положения, касающиеся в том числе:
После того как на предприятиях, где работают до 15 человек и выручка которых без НДС не превышает 120 миллионов рублей в год, начнут заключать договоры нового образца, у работодателя отпадет необходимость содержать штат кадровиков и заключать договоры со сторонними юристами. В договоре будут сразу учитывать нюансы оплаты труда, отдыха и условий работы.
По словам главы минтруда Максима Топилина, типовой договор повысит уровень защиты прав работников на микропредприятиях и исключит риски санкций надзорных органов в отношении работодателей. Текст договора разместят на сайте Роструда. У микропредприятий останется возможность устанавливать условия рабочего графика и оплаты работы, если они укладываются в рамки ТК.
По словам вице-президента "ОПОРЫ России" по соцполитике Натальи Ушаковой, если опыт внедрения типовых договоров будет успешным, организация обратится с просьбой распространить его на другие субъекты малого предпринимательства. Микропредприятия смогут экономить до 200 тысяч рублей в год. Пока же, если микропредприятие станет средним, в течение 4 месяцев оно должно перейти на обычное делопроизводство и налогообложение.
Трудовые договоры с работниками микропредприятий будут заключать по единому образцу. Типовая форма утверждена правительством во исполнение поправок в Трудовой кодекс (ТК). Они вступят в силу с 1 января 2017 года.
Образец типового договора можно скачать по ссылке: Постановление Правительства РФ от 27.08.2016 N 858 "О типовой форме трудового договора, заключаемого между работником и работодателем - субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям"
На официальном сайте МЧС России размещена информация о подготовленном приказе МЧС России от 12 сентября 2016 года № 492 «О запрещении проверок малого и среднего предпринимательства».
Данный приказ разработан, в частности, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 августа 2016 года № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» в целях формирования единых подходов при осуществлении надзорной деятельности и снижения административной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства.
Указанным документом утверждается:
— запрет на включение в ежегодные планы проведения плановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением определенных в постановлении Правительства РФ от 23 ноября 2009 года № 944;
— исключение проведения внеплановых выездных проверок по контролю исполнения ранее выданных предписаний об устранении субъектами малого и среднего предпринимательства нарушений, не связанных с наличием угрозы жизни и здоровью людей;
— проведение соответствующих внеплановых выездных проверок по согласованию с органами прокуратуры и с участием представителей Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» при поступлении жалоб и обращений, в которых содержатся сведения о наличии угрозы жизни и здоровью людей на объектах защиты, эксплуатирующихся субъектами малого и среднего предпринимательства.
Текст приказа: http://www.mchs.gov.ru/law/Normativno_pravovie_akti_Ministerstva/item/32889144/
Принятый закон смягчил наказание представителям малого и среднего бизнеса и их должностным лицам за административные нарушения, которые они совершили впервые (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 316-ФЗ). Теперь штраф будут заменять на предупреждение, если:
Например, если при проверке инспектора ГИТ у работодателя не оказалось необходимых инструкций или других документов по охране труда.
Административное наказание в виде штрафа будут по-прежнему назначать:
Источник: «Российская газета»
В сентябре вступило в силу постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806. Оно установило новый порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска или опасности — риск-ориентированный подход. Это метод организации и проведения государственного контроля, при котором выбор формы, продолжительности и периодичности проверок зависит от того, к какой категории риска и классу опасности относится предприятие.
Риск-ориентированный подход будут применять Госпожнадзор, Роспотребнадзор, Роскомнадзор и ФМБА России.
Законотворцы определили, что в плановом порядке на предприятия с высокой степенью риска нанесения ущерба здоровью сотрудникам проверяющие органы будут приходить ежегодно. По мнению чиновников, держать на особом контроле необходимо обрабатывающие производства, строительство и сельское хозяйство. Компании со средним уровнем риска планируют проверять раз в четыре года. А работодателей с низкой категорией риска (6-й класс опасности) от проверок освободили.
Источник: «Российская газета»