Оценка и управление профессиональными рисками
Профессиональный риск - вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможной тяжести повреждения здоровья.. Трудовой Кодекс Российской Федерации Статья 209
КАКОВЫ ЦЕЛЬ И МЕСТО ОЦЕНКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ В СИСТЕМЕ ОХРАНЫ ТРУДА
Целью оценки и управления профессиональными рисками является обеспечение безопасности и сохранение здоровья работника в процессе трудовой деятельности.
Место оценки и управления профессиональными рисками в системе охраны труда
Оценка и управление профессиональными рисками является составной частью системы управления охраной труда организации, направленной на формирование и поддержание профилактических мероприятий по оптимизации опасностей и рисков, в том числе по предупреждению аварий, травматизма и профессиональных заболеваний.
Оценка риска является частью процесса менеджмента риска и представляет собой структурированный процесс, в рамках которого идентифицируют способы достижения поставленных целей, проводят анализ последствий и вероятности возникновения опасных событий для принятия решения о необходимости обработки риска.
Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков.. (Трудовой Кодекс Российской Федерации, статья 209).
Оценка риска позволяет ответить на следующие основные вопросы:
- какие события могут произойти и их причина (идентификация опасных событий);
- каковы последствия этих событий;
- какова вероятность их возникновения;
- какие факторы могут сократить неблагоприятные последствия или уменьшить вероятность возникновения опасных ситуаций.
Кроме того, оценка риска помогает ответить на вопрос: является уровень риска приемлемым, или требуется его дальнейшая обработка? (ГОСТ Р 58771-2019).
КАКИЕ ИМЕЮТСЯ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ И УПРАВЛЕНИЮ РИСКАМИ
Федеральным законом от 4 октября 2010 г. N 265-ФЗ ратифицирована Конвенция МОТ об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенция N 187). В соответствии со статьей 3 данной Конвенции «Каждое государство-член содействует основополагающим принципам, таким как: оценка профессиональных рисков или опасностей; борьба с профессиональными рисками или опасностями в месте их возникновения; развитие национальной культуры профилактики в области безопасности и гигиены труда, которая включает информацию, консультации и подготовку».
В пункте 6 Рекомендации Конвенции установлено, что государства-члены МОТ должны содействовать применению системного подхода к управлению вопросами охраны труда, изложенному в Руководстве по системам управления охраной труда ILO-OSH 2001 (МОТ СУОТ:2001).
Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 (ILO-OSH 2001, IDT) «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» позволяет использовать международный опыт обеспечения охраны труда в организациях России, а также реализовать положения Трудового кодекса и Конвенции МОТ N 187 о применении документа ILO-OSH 2001.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» принят с целью адаптировать положения межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.230-2007 применительно к национальным условиям.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков» - определяет порядок оценки рисков, связанных с ущербом здоровью и жизни работника в процессе его трудовой деятельности, и может быть использован на различных уровнях - национальном, в отрасли экономики и промышленности, в организации и на отдельном рабочем месте.
Согласно Приказу Минтруда РФ от 29.10.2021 N 771Н «Об утверждении примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней» в перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков входит «Проведение специальной оценки условий труда, выявления и оценки опасностей, оценки уровней профессиональных рисков, реализация мер, разработанных по результатам их проведения».
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 «Менеджмент риска. Термины и определения» содержит определения основных терминов в области менеджмента риска.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 31000-2019 «Менеджмент риска. Принципы и руководство» подробно описывает систематический и логический процесс управления риском посредством его идентификации, его анализа и последующего оценивания, будет ли риск изменен воздействием, чтобы соответствовать установленным критериям риска. На протяжении всего этого процесса организации обмениваются информацией и консультируются с заинтересованными сторонами, а также наблюдают и анализируют риск и действия по управлению, которые изменяют риск для гарантии того, что какого-либо воздействия на риск в дальнейшем больше не потребуется.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58771-2019 «Менеджмент риска. Методы оценки риска» разработан в дополнение к ИСО 31000 и содержит рекомендации по выбору и применению методов оценки риска.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2020 г. N 581-ст утвержден Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 45001-2020 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья.Требования и руководство по применению». Стандарт устанавливает общие требования к системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (БТиОЗ), чтобы сделать организацию способной управлять профессиональными рисками. Применительно к аспекту оценки и управления профессиональными рисками, он устанавливает требования к процедуре и методологии идентификации опасностей и оценки рисков, а также приоритетность мер по снижению рисков, реализуемую при определении мер управления рисками или рассмотрении вопроса об изменении существующих мер.
Приказом Минтруда России от от 29 октября 2021 г. N 776н утверждено Примерное положение о системе управления охраной труда.
Система управления профессиональными рисками включена в Примерное положение о системе управления охраной труда, как составная часть системы управления охраной труда.
СХЕМА ОЦЕНКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ
Идентификация опасностей |
||
Количественная и сравнительная |
Отборочные критерии - цель или установленные требования, используемые для принятия решения о приемлемости идентифицированной опасности или воздействия |
|
Определение действий по снижению риска.
Предупредительные и контролирующие меры должны быть осуществлены в следующем порядке приоритетности:
|
Установка функциональных требований - минимальных критериев, которые должны быть определены для удовлетворения установленных целей в области здоровья и безопасности |
Функциональные требования достигнуты
Функциональные требования не достигнуты
Конец
ЭТАПЫ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА
Этап 1 - гигиеническая оценка и установление класса условий труда по критериям Р 2.2.2006-05 Риск оценивают по категории 2 (подозреваемый).
Этап 2- анализ нормативно-технической документации на оборудование, технологические процессы, материалы и т.п., анализ литературы по условиям труда данной профгруппы (в т.ч. международных карт химической безопасности, листков опасности по профессиям, списков репротоксикантов и т.п.), а также привлечение имеющихся материалов - клинико-физиологических, лабораторных, экспериментальных и др., учет данных экспертиз, исследований, расследований.
По этим данным риск оценивают по категории 1Б (предполагаемый).
Этап 3 - анализ профессиональной заболеваемости.
Этап 4 - анализ результатов периодических медицинских осмотров.
Этап 5 - анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности, смертности и т.п. по специальным программам.
Этап 6 - верификация класса условий труда, определенного на этапе 1, с учетом данных, полученных на этапах 2 - 5.
Этап 7 - расчет индекса профзаболеваний.
Этап 8 - шкалирование полученных данных по ЗВУТ, инвалидности, смертности, другим показателям.
Этап 9 - расчеты величин относительного риска RR, этиологической доли EF, доверительных интервалов 95% CI.
Этап 10 - оценивание риска и определение категории доказанности риска.
Этап 11 - заключение.
Этап 12 - рекомендации.
Управление профессиональными рисками – механизм, позволяющий обеспечивать безопасность и улучшение условий труда на предприятии.
Система управления профессиональными рисками является частью системы управления охраной труда работодателя и включает в себя следующие основные элементы:
• политика в области управления профессиональными рисками, цели и программы по их достижению;
• планирование работ по управлению профессиональными рисками;
• процедуры системы управления профессиональными рисками;
• контроль функционирования системы управления профессиональными рисками;
• анализ эффективности функционирования системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей.
Работодатель должен поддерживать в актуальном состоянии систему управления профессиональными рисками в соответствии с требованиями настоящего Положения по профрискам.
Утверждено
Приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации
от ____ _____ 2011 г. № _____
Положение
о системе управления профессиональными рисками
1. Общие положения
1.1. Положение о системе управления профессиональными рисками (далее - Положение) устанавливает требования к построению системы управления профессиональными рисками у работодателя и процедурам управления профессиональными рисками.
1.2. Настоящее Положение распространяется на работодателей (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
1.3. Система управления профессиональными рисками является частью системы управления охраной труда работодателя и включает в себя следующие основные элементы:
а) политика в области управления профессиональными рисками, цели и программы по их достижению;
б) планирование работ по управлению профессиональными рисками;
в) процедуры системы управления профессиональными рисками;
г) контроль функционирования системы управления профессиональными рисками;
д) анализ эффективности функционирования системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей.
1.4. Работодатель должен поддерживать в актуальном состоянии систему управления профессиональными рисками в соответствии с требованиями настоящего Положения.
2. Требования к политике в области управления профессиональными рисками, целям и программам по их достижению
2.1. Политика работодателя в области управления профессиональными рисками должна быть частью политики работодателя в области охраны труда (далее – Политика). Политика должна:
а) соответствовать видам деятельности, характеру и масштабам рисков Работодателя в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;
б) включать обязательства по предотвращению травм и ухудшения состояния здоровья работников, а также по постоянному улучшению системы управления профессиональными рисками;
в) включать обязательства по обеспечению соответствия применимым к работодателю законодательным и другим нормативным требованиям, относящимся к существующим опасностям[1], возникающим при осуществлении деятельности и влияющим на обеспечение безопасных условий труда и здоровье работников;
г)1регулярно анализироваться для обеспечения постоянного соответствия изменяющимся условиям, документироваться и поддерживаться в актуальном состоянии;
д) быть доступной всем работникам, включая работников подрядных организаций, и находиться в легкодоступных местах для ознакомления с ней.
2.2. Работодатель должен установить цели в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья для соответствующих видов деятельности и организационной структуры, обеспечить их достижение и актуализацию. При этом цели должны быть, где это практически возможно, измеримыми и согласованными с политикой в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья, включая обязательства предотвращать травмы и ухудшение состояния здоровья работников, обязательства соответствовать законодательным, нормативным и другим требованиям, применимым к деятельности работодателя.
2.3. Устанавливая цели, Работодатель должен учитывать свои технологические, финансовые, производственные возможности, а также оцененные риски.
2.4. Работодатель должен разработать, внедрить и поддерживать в актуальном состоянии Программы для достижения целей в области управления профессиональными рисками (далее - Программы). Программы должны включать:
а) установление ответственности и полномочий для достижения целей между отдельными специалистами и руководителями;
б) технологические, финансовые и производственные средства для достижения поставленных целей и временные пределы, когда надлежит достигнуть этих целей.
2.5. Цели и программы системы управления профессиональными рисками следует разъяснять работникам на соответствующих уровнях, в том числе при проведении обучения, консультирования и т.п.
2.6. Работодатель должен регулярно проводить анализ выполнения Программ на соответствующих уровнях, и, при необходимости, предпринимать меры по их корректировке.
3. Требования к планированию работ по внедрению системы управления профессиональными рисками
3.1. Работодатель должен планировать деятельность по формированию и внедрению системы управления профессиональными рисками. Планирование должно основываться на результатах анализа исходной информации, которая готовится на уровне работодателя и на уровне его подразделений, а также включать анализ следующей основной исходной информации:
а) данные по организационной структуре, штатной численности, видов деятельности организации, производимых работ на рабочих местах, данные о производственном процессе и оборудовании;
б) результаты анализа производственного травматизма;
в) результаты анализа профессиональных заболеваний;
г) результаты предварительных и периодических медицинских осмотров;
д) результаты проведенных ранее мероприятий по снижению рисков;
3.2. Работодатель должен назначить должностное лицо, ответственное за систему управления профессиональными рисками и наделить его обязанностями и правами, необходимыми для ее функционирования и поддержания в актуальном состоянии. Ответственный за систему управления профессиональными рисками должен представлять Работодателю отчет о функционировании системы для анализа ее функционирования и использования в качестве основы для улучшения системы.
3.3. Работодатель должен назначить должностных лиц, ответственных за проведение идентификации опасностей[2] и оценки рисков[3] на имеющихся у работодателя рабочих местах, и обеспечить создание групп (команд) по идентификации опасностей и оценки рисков.
3.4. Работодатель должен назначить должностных лиц, ответственных за проведение в организации внутреннего аудита[4] системы управления профессиональными рисками, и обеспечить создание группы специалистов для проведения на постоянной основе внутреннего аудита и подготовки объективной информации работодателю для проведения анализа системы управления профессиональными рисками со стороны Работодателя.
3.5. Работодатель должен установить обязанности всех должностных лиц, на которых возложена ответственность по управлению рисками в структурных подразделениях, а также в зонах выполнения работ, с учетом законодательных, нормативных и других требований, применимым к организации.
3.6. Работодатель должен установить обязанности должностного лица, ответственного за организацию и проведение наблюдения за состоянием здоровья работников, как в рамках периодических медицинских осмотров (обследования), по оценке состояния здоровья работников для обнаружения и идентификации отклонений от нормы.
3.7. Работодатель при необходимости создает орган управления (координационный совет и т.п.), обеспечивающий проведение анализа функционирования системы управления профессиональными рисками и выработку взвешенных управленческих решений.
4. Требования к организации и внедрению процедур системы управления профессиональными рисками
Работодатель в рамках системы управления профессиональными рисками должен обеспечить функционирование следующих процедур:
а) обучения и подготовки персонала;
б) идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков;
в) управления профессиональными рисками;
г) документирования системы управления профессиональными рисками;
е) информирования работников и их участия;
д) подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них.
4.1. Требования к процедуре обучения и подготовки персонала
4.1.1. Обучение и (или) подготовка, а также другие планируемые мероприятия должны быть направлены как на достижение соответствия требованиям по компетентности[5], так и на повышение осведомленности персонала.
4.1.2. Работодатель должен обеспечить, чтобы любое должностное лицо, участвующее в принятии управленческих решений, которые могут повлиять на профессиональную безопасность и здоровье работников, являлось компетентным на основе соответствующего образования и (или) подготовки, проводимой в соответствии с порядком, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
4.1.3. Работодатель должен специально учитывать требования к компетентности для тех лиц, которые будут выполнять следующие функции:
а) представители работодателя;
б) выполнение идентификации опасностей и оценки рисков;
в) выполнение работ по мониторингу системы управления профессиональными рисками[6];
г) организация и проведение внутренних аудитов;
е) допуск персонала к работам, определенным при оценке профессиональных рисков, как связанные с повышенной опасностью.
4.1.4. Программы подготовки работников должны учитывать функции, выполняемые сотрудниками с учетом их ответственности и полномочий, а также действия работников внешних организаций[7]. Программы подготовки персонала должны включать в себя обучающий материал по следующим вопросам:
а) порядок действий при возникновении аварийной ситуации, а также потенциальных последствиях отклонений от установленного технологического процесса;
б) последствия действий сотрудников и их поведения, связанные с профессиональными рисками для здоровья и безопасности;
в) необходимость выполнения обязательств и политики в области охраны труда, принятых работодателем, а также процедур, установленных в рамках системы управления профессиональными рисками;
4.1.5. Работодатель должен обеспечивать повышение осведомленности в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников внешних организаций.
4.2. Требования к процедуре идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков
4.2.1. Процедуры идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков должны учитывать:
а) повседневную (стандартную, обычную) и редко выполняемую деятельность работников, а также деятельность работников внешних организаций, имеющих доступ к зоне выполнения работ;
в) человеческий фактор при выполнении профессиональной деятельности работниками (возможность операционной ошибки, утомление вследствие высокого напряжения, ошибки при часто повторяющихся действиях и др.);
г) опасности, выявленные, как вблизи, так и вне зоны выполнения работ, которые способны неблагоприятно повлиять на здоровье и безопасность работников, включая работников внешних организаций;
е) инфраструктуру, оборудование и материалы, находящиеся в зоне выполнения работ, вне зависимости от того, кем они предоставлены;
ж) изменения или предполагаемые изменения видов деятельности и технологических процессов;
з) проекты зоны выполнения работ, технологические процессы, сооружения, машины, технологическое оборудование и организацию работ.
4.2.2. Процедура идентификации опасностей должна обеспечивать выявление, идентификацию и описание всех имеющихся на рабочем месте опасностей с определением потенциального ущерба безопасных условий труда и здоровья. Идентификация опасностей проводится в соответствии с Порядком оценки уровня профессионального риска, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
4.2.3. Процедура оценки профессиональных рисков должна:
а) соответствовать сложности оцениваемой деятельности и возможным последствиям;
б) давать результаты в простой и понятной форме, обеспечивающей возможность прослеживаемости, воспроизводимости и использования для управления профессиональными рисками;
в) в случае сомнений в оценке профессионального риска, или когда предварительные оценки указывают на высокий риск, должны рассматриваться варианты оценки профессиональных рисков на основе проведения инструментальных и (или) лабораторных измерений, при проведении которых должны использоваться методы, предусмотренные действующими нормативными актами, а также поверенные в установленном порядке средства измерения;
г) при оценивании профессиональных рисков должны рассматриваться все возможные воздействия идентифицированных опасностей на здоровье и безопасность, а также учитываться характер воздействия опасностей по времени.
4.2.4. Оценка профессиональных рисков должна осуществляться посредством сопоставления результатов анализа с критериями приемлемости рисков[8].
4.2.5. Работодатель должен выявлять опасности и оценивать профессиональные риски для здоровья и безопасности работников, связанные с осуществляемыми в организации изменениями в системе управления профессиональными рисками или в деятельности Работодателя в целом, до того, как эти изменения будут реализованы, и обеспечить учет таких оценок при выборе средств управления профессиональными рисками, отраженными в п. 4.3 Положения.
4.2.6. Идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков должны проводиться совместно Работодателем и Аттестующей организацией, обладающей компетентным в соответствующих методиках и технических приемах идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков персоналом.
4.2.7. Привлечение работников Работодателя к процессу идентификации опасностей следует осуществлять в соответствии с п.4.6 Положения.
4.2.8. Работодатель должен документировать выявленные опасности, результаты оценки уровня профессиональных рисков и поддерживать эту информацию в актуальном состоянии в соответствии с Порядком оценки уровня профессионального риска, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
4.3. Требования к процедуре управления профессиональными рисками
4.3.1. Работодатель должен периодически анализировать результаты оценки профессиональных рисков для обоснования принимаемых управленческих решений, касающихся рисков.
4.3.2. При выборе средств управления профессиональными рисками или в случае планирования изменений существующих средств управления должны рассматриваться возможности снижения профессиональных рисков в соответствии со следующей иерархией:
а) устранение риска;
б) замена одних рисков другими, менее значимыми;
в) применение технических средств снижения уровня риска;
г) применение плакатов и предупреждающих об опасности знаков и (или) административных средств управления рисками;
д) применение средств индивидуальной защиты[9] (далее – СИЗ) персонала.
4.3.3. Для предотвращения угроз профессиональной безопасности в системе управления профессиональными рисками Работодатель должен применять ко всем видам деятельности и производственным процессам, связанными с опасностями, средства оперативного контроля[10] в соответствии со следующей их иерархией:
1) Изменение конструкции оборудования или технологий, направленные на предотвращение возникновения опасности или ее ликвидацию;
2) Применение средств сигнализации (предупреждения) о существовании опасности;
3) Применение организационных и обучающих мер управления;
4) Использование средств индивидуальной защиты (СИЗ).
4.3.4. Средства оперативного контроля применяются к следующим областям:
а) работы повышенной опасности (использование методик, инструкций или утвержденных методов работы в зонах повышенной опасности; применение необходимого оборудования; предварительная оценка на соответствие требованиям к работам повышенной опасности, обучение и др.);
б) применение опасных материалов (условия использования опасных материалов, включая информацию по применению аварийного оборудования; ограничения зон, в которых допускается использование опасных материалов; безопасные условия хранения опасных материалов и контроль доступа; условия предоставления доступа к опасным материалам; экранирование опасных материалов и др.);
в) использование оборудования и услуг (регулярное техническое обслуживание и ремонт оборудования, его проверка и испытание в целях предотвращения условий, угрожающих безопасности; проверка состояния зданий, сооружений, помещений и поддержание в надлежащем состоянии пешеходных путей, управление движением; предоставление, контроль и техническое обслуживание средств индивидуальной защиты; проверка и испытание систем защиты от падений, систем обеспечения электробезопасности, спасательного оборудования, системы блокирующих выключателей, оборудование для обнаружения и тушения пожара, устройства для контроля облучения, системы вентиляции и др., а также погрузочно-разгрузочного оборудования (кранов, погрузчиков, лебедок, и др. подъемного оборудования); проверка полученных товаров, оборудования, услуг, и (периодическая) проверка их характеристик, относящихся к профессиональной безопасности и здоровью работников и др.);
г) работники внешних организаций (определение критериев выбора подрядчиков; сообщение требований безопасности и охраны труда подрядчикам; оценка и мониторинг профессиональной деятельности подрядчиков в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья; определение требований к посетителям; инструктаж и обучение; предупредительные вывески и наглядные средства предоставления информации; мониторинг поведения посетителей и руководство их работой и др.);
д) общие меры (поддержание порядка в помещении и техническое обслуживание свободных дорожек для прохода; поддержание тепловой окружающей среды (температура, качество воздуха); поддержание в актуальном состоянии планов действий в аварийных ситуациях; недопустимость злоупотребления наркотиками и алкоголем и т.п.; программы охраны здоровья (программы медицинского обследования и т.п.); программы обучения и повышения осведомленности работников, включая работников внешних организаций, меры контроля допуска и др.
4.3.5. Работодатель должен использовать превентивные меры управления профессиональными рисками (наблюдение за состоянием здоровья работника, осведомление и консультирование об опасностях и профессиональных рисках на рабочих мест, инструктирование и обучение по вопросам системы управления профессиональными рисками и др.) и отдавать им предпочтение.
4.3.6. При реализации средств управления профессиональными рисками мероприятия должны быть направлены на выполнение законодательных, нормативных и других требований, применимых к работодателю.
4.3.7. Для эффективного выполнения мероприятий по управлению профессиональными рисками, работодатель должен использовать, как правило, сочетание различных мер, и не полагаться на одну единственную меру.
4.4. Требования к процедуре подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них
4.4.1. Работодатель в рамках данной процедуры должен обеспечить:
а) выявление потенциально возможных аварийных ситуаций;
б) реагирование на такие аварийные ситуации (возникшие и тренировочные, в рамках практических занятий).
4.4.2. Работодатель должен реагировать на реально возникшие аварийные ситуации и
предупреждать или уменьшать связанные с ними неблагоприятные последствия для обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников. Для этого он должен, где это практически возможно, периодически проводить тренировочные (практические) занятия по обеспечению реагирования на аварийные ситуации, привлекая к этому, по возможности, соответствующие заинтересованные стороны.
4.4.3. Работодатель должен периодически анализировать и, при необходимости, пересматривать свою подготовку к аварийным ситуациям и реагирования на них, в особенности после периодических тренировочных (практических) занятий, а также после имевших место аварийных ситуаций.
4.5. Требования к процедуре документирования системы управления профессиональными рисками
4.5.1. Работодатель должен поддерживать соответствующую текущему периоду времени документацию системы управления профессиональными рисками, достаточную для обеспечения доказательства того, что данная система внедрена, поддерживается в актуальном состоянии и соответствует требованиям настоящего Положения.
4.5.2. Документация системы управления профессиональными рисками должна включать:
а) политику в области охраны труда и управления профессиональными рисками и цели в области управления профессиональными рисками;
б) документацию выполнения требований настоящего Положения;
4.5.3. Работодатель должен поддерживать документацию в актуальном состоянии путем:
а) утверждения документов на предмет их адекватности до их выпуска;
б) анализа, актуализации (при необходимости) и переутверждения документов;
в) обеспечения идентификации изменений и статуса действующей в настоящий момент редакции документов;
г) обеспечения того, чтобы соответствующие версии (редакции) применимых документов находились в местах их использования;
д) обеспечения сохранности документов в состоянии, позволяющем их прочитать и легко идентифицировать;
е) обеспечения того, чтобы документы, определенные Работодателем как необходимые для планирования и функционирования системы управления профессиональными рисками, могли быть выявлены и использованы;
ж) предотвращения непреднамеренного использования устаревших (вышедших из употребления) документов.
4.5.4. Работодатель в рамках данной процедуры должен обеспечить учет законодательных, нормативных и других требований по обеспечению безопасных условий труда и здоровья. При этом информация о применимых к работодателю законодательных, нормативных и других требованиях должна постоянно актуализироваться и доводиться до работников и работников внешних организаций и других заинтересованных лиц.
4.6. Требования к процедуре информирования работников и их участия
4.6.1. Для обеспечения эффективной работы системы управления профессиональными рисками, а также использования процессов обмена информацией и консультаций в рамках функционирования системы, Работодатель должен обеспечить:
а) обмен информацией и консультирование в отношении рисков для безопасных условий труда и здоровья между различными уровнями и структурными подразделениями Работодателя, а также с работниками внешних организаций;
б) документирование соответствующих обращений внешних заинтересованных сторон, а также ответа на них.
4.6.2. В рамках информирования работников внешних организаций Работодатель должен определить структуры и назначить ответственных исполнителей, предназначенных для информирования подрядчиков и посетителей о своих требованиях в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья. При этом информация должна соответствовать опасностям и профессиональным рискам, связанным с выполняемой работой и предусматривать уведомление о последствиях невыполнения условий соответствия требованиям безопасности.
4.6.3. Работодатель должен информировать работников внешних организаций об имеющихся средствах оперативного контроля (системы контроля прохода на территорию, наличие нарядно-допускной системы выполнения работ, и т.п.)
4.6.4. Работодатель в рамках информирования работников внешних организаций должен быть установлен порядок, обеспечивающий проведение консультаций на месте выполнения работ.
4.6.5. В отношении работников внешних организаций обмен информацией должен включать как минимум:
а) требования безопасности, относящиеся к посетителям;
б) процедуры эвакуации и реакция на сигналы тревоги;
в) контроль перемещения;
г) контроль доступа и требования по сопровождению;
д) средства индивидуальной защиты, которые необходимо применять (каски, защитные очки и т.п.).
4.6.6. Работодатель должен создать условия для:
а) вовлечения работников в деятельность в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья путем:
б) привлечения их к идентификации опасностей, оценке профессиональных рисков и выбору средств управления профессиональными рисками;
в) привлечения их к проведению анализа несчастных случаев[11];
г) привлечения их к разработке и анализу политики и целей в области охраны здоровья и безопасности труда;
д) консультирования их по всем изменениям, которые могут повлиять на охрану их здоровья и обеспечение безопасности их труда;
е) привлечения их официальных представителей[12] к рассмотрению вопросов охраны здоровья и безопасности труда.
ж) консультирования работников внешних организаций в случае реализации каких-либо изменений, которые могут повлиять на обстоятельства, влияющие на охрану здоровья их работников и обеспечение безопасности их труда.
4.6.7. Работники обязаны оказывать поддержку политике Работодателя в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья за счет ответственного выполнения обязательств соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, а также требования настоящего Положения.
4.6.8. Работники должны правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.
4.6.9. Работники должны проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда.
4.6.10. Работники обязаны содействовать наиболее полному выявлению источников опасностей и причин неправильных действий, участвовать в оценке рисков.
4.6.11. Работники должны оказывать содействие проведению анализа несчастных случаев на производстве.
4.6.12. Работники должны знать, кто является их полномочным представителем по вопросам безопасных условий труда и здоровья.
4.6.13. Работники обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом случае травмирования, или об ухудшении состояния здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания (отравления), а также о выявленном у него профессиональном заболевании.
4.6.14. Работники обязаны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных трудовым законодательством России.
Работники несут ответственность за соблюдение выполнения порученных им работ (действий), регламентированных процедурами в рамках системы управления профессиональными рисками.
5. Контроль функционирования системы управления профессиональными рисками
5.1. Работодатель должен обеспечить контроль функционирования системы управления профессиональными рисками посредством реализации процедур мониторинга и внутреннего аудита системы.
5.2. Процедура мониторинга в системе управления профессиональными рисками включает в себя качественные и количественные измерения и оценки состояния выполнения требований настоящего Положения, выполняемые с целью получения информации о состоянии и эффективности работы системы в целом. Мониторинг должен включать в себя следующие основные составляющие:
а) мониторинг условий труда и оценку профессиональных рисков;
б) мониторинг (расследование) несчастных случаев, ухудшения здоровья работников, болезней, профзаболеваний;
в) мониторинг несоответствий[13] в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;
г) мониторинг Программ по достижению целей в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;
д) мониторинг программ реабилитации работников и финансовых затрат, связанных с ущербом для здоровья и безопасности работников.
5.3. Внутренние аудиты (проверки) системы управления профессиональными рисками направленны на определение соответствия требованиям настоящего Положения и оценку результативности системы в целом. Внутренний аудит (проверка) должен проводиться в соответствии с Программой аудита и критериями аудита[14].
5.4. В результаты внутреннего аудита (проверки) должны включаться свидетельства аудита (факты) подтверждающие выполнение или невыполнение требований настоящего Положения. Результаты внутреннего аудита должны быть использованы в анализе системы управления профессиональными рисками высшим руководством[15] с целью формирования корректирующих действий[16] по улучшению системы управления профессиональными рисками.
6. Требования к процедуре анализа эффективности функционирования системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей
6.1. Работодатель должен обеспечить анализ функционирования системы управления профессиональными рисками, входными данными для которого являются результаты мониторинга системы управления профессиональными рисками, аудитов и проверок, а также результатов предыдущего анализа со стороны работодателя и его представителей.
6.2. Результаты анализа системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей должны быть согласованными с обязательством работодателя относительно постоянного улучшения и включать все решения и действия, относящиеся к возможным изменениям политики, целей в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников, а также всех элементов системы управления профессиональными рисками.
7. Требования к надзору и контролю
7.1. Государственный надзор и контроль за соблюдением работодателем требований настоящего Положения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации).
7.2. Контроль за соблюдением работодателями требований Положения в подведомственных организациях осуществляется в соответствии со статьями 353 и 370 Трудового кодекса Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также профессиональными союзами, их объединениями и состоящими в их ведении техническими инспекторами труда и уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда.
Требования к организации и внедрению процедур системы управления профессиональными рисками
Работодатель в рамках системы управления профессиональными рисками должен обеспечить функционирование следующих процедур:
• обучения и подготовки персонала;
• идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков;
• управления профессиональными рисками;
• документирования системы управления профессиональными рисками;
• информирования работников и их участия;
• подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них.
ВНИМАНИЕ: Данное Положение распространяется на работодателей (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Уровень профессионального риска характеризует:
• вероятность (частота для данной профессиональной группы работающих за определенный период времени) наступления страховых случаев, приводящих к утрате заработков из-за несчастных случаев на производстве;
• виды (нозология) и продолжительность повреждения здоровья (утраты трудоспособности);
• набор компенсационных выплат, медицинских и реабилитационных услуг, требующихся для конкретной профессиональной группы работающих.
При определении уровня профессионального риска оценка условий труда на рабочих местах по гигиеническим критериям является предварительной и должна дополняться оценкой фактического его воздействия на состояние здоровья работающих с использованием медико-статистических показателей уровней профессиональной заболеваемости и тяжести их последствий.
Взаимосвязанные процедуры системы управления профессиональными рисками
• Выявление, оценка и учет вредных и опасных факторов производственной среды (факторов профессионального риска).
• Разработка и обоснование мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда.
• Внедрение и контроль исполнения мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда.
• Контроль факторов профессионального риска.
• Подготовка корректирующих действий.
[1] Источник, ситуация или действие с потенциальным вредом в виде травмы или ухудшения состояния здоровья либо их сочетания
[2] Процесс признания того, что опасность существует, и определения ее характеристик
[3] Процесс оценивания риска, связанного с опасностью, принимающий во внимание полноту всех существующих средств управления и позволяющий решить вопрос о том, является ли риск приемлемым или нет
[4] Систематический, независимый и документируемый процесс получения «свидетельств аудита» и их объективного оценивания для определения степени соответствия «критериям аудита»
[5] Проявленные личные качества и выраженная способность применять свои знания и навыки
[6] Процесс постоянного отслеживания показателей (результатов качественных и количественных измерений и оценок выполнения требований настоящего Положения) с целью получения информации о состоянии условий труда и эффективности работы системы управления профессиональными рисками
[7] Работники и посетители, не состоящие в трудовых отношениях с Работодателем, на территории которого выполняется работа или другая деятельность
[8] Риск, сниженный до уровня, который может поддерживать организация, учитывая свои правовые обязательства и свою собственную политику в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья
[9] При применении средств индивидуальной защиты для обеспечения защищенности работника он должен быть информирован о тех рисках, для защиты от которых его может защитить данное СИЗ; при применении СИЗ необходимо обеспечить соответствие их существующим условиям труда на рабочем месте, а также правильное использование и обслуживание СИЗ; при неправильном использовании или обслуживании СИЗ у работника может создаваться ложное чувство защищенности; СИЗ могут создавать неудобства или быть вредными для здоровья или опасными для работы, т.е. являться дополнительным источником риска; СИЗ защищают только данного пользователя, в то время как другие работники, оказывающиеся в этой рабочей зоне, остаются незащищенными.
[10] Повседневная целенаправленная деятельность по предотвращению возникновения и ликвидации опасных ситуаций при выполнении производственных (технологических) процессов и действий
[11] Это связанное с работой событие(я), которое привело к травме, ухудшению состояния здоровья или смерти
[12] Работники должны быть информированы о возможностях их участия в деятельности по охране здоровья и безопасности труда, включая информацию о том, кто является их полномочным представителем по вопросам охраны здоровья и безопасности труда
[13]Невыполнение требования
[14] Совокупность политики, процедур или требований, используемых для сопоставления с ними свидетельств аудита
[15] Лицо или группа работников, осуществляющих направление деятельности и управление организацией на высшем уровне
[16] Действия для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой выявленной нежелательной (негативной) ситуации
В систему охраны труда внедрят управление профессиональными рисками
Новый законопроект предлагает отнести профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости к основным принципам регулирования трудовых отношений. Документ устанавливает гарантии работникам, занятым во вредных условиях труда. А также деление профессиональных рисков на допустимые, прогнозируемые, повышенные и недопустимые уровни.
Минтруд предлагает ввести норму, согласно которой работодатель обязан приостановить либо прекратить свою деятельность, если по результатам спецоценки условий труда на его рабочих местах условия труда будут отнесены к опасному классу.
Планируется, что Правительство РФ сформирует и внедрит информационно-аналитическую систему электронных сервисов для работников и работодателей «Онлайнинспекция.рф».
Правительство ввело риск-ориентированный подход к проверкам на предприятиях
В сентябре вступило в силу постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806. Оно установило новый порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска или опасности — риск-ориентированный подход. Это метод организации и проведения государственного контроля, при котором выбор формы, продолжительности и периодичности проверок зависит от того, к какой категории риска и классу опасности относится предприятие.
Риск-ориентированный подход будут применять Госпожнадзор, Роспотребнадзор, Роскомнадзор и ФМБА России.
Законотворцы определили, что в плановом порядке на предприятия с высокой степенью риска нанесения ущерба здоровью сотрудникам проверяющие органы будут приходить ежегодно. По мнению чиновников, держать на особом контроле необходимо обрабатывающие производства, строительство и сельское хозяйство. Компании со средним уровнем риска планируют проверять раз в четыре года. А работодателей с низкой категорией риска (6-й класс опасности) от проверок освободили.
Источник: «Российская газета»
Реализованные научно-исследовательские работы
- Разработка методических подходов к организации информирования работников об опасностях и рисках на рабочих местах, условиях труда, вовлечения работников в процедуры управления охраной труда.
- Разработка методологии дистанционного проведения инструктажей по охране труда (на всем протяжении трудовой деятельности) с возможностью контроля прохождения указанных инструктажей работниками.
- Разработка методологии организации проведения внутреннего контроля (самоконтроля) соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
- Разработка общих методических рекомендаций по выявлению опасностей и снижению уровня риска для травмоопасных видов экономической деятельности.