Государственный надзор и контроль

Государственный надзор и контроль

Порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее – федеральный государственный контроль (надзор) в сфере труда), регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2021 г. № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере труда осуществляется Федеральной службой по труду и занятости https://rostrud.gov.ru/ и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда) в отношении:

  • работодателей - юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности;
  • работодателей - физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками;
  • иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере труда осуществляется в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», другими федеральными законами, постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2021 г. № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

Методика формирования ежегодного рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню соблюдения трудового законодательства

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в форме выездной проверки проводятся в зависимости от категории риска организации со следующей периодичностью:

  • организации, отнесенные к категории высокого риска – один раз в 2 года;
  • организации, отнесенные к категории значительного риска – один раз в 3 года;
  • организации, отнесенные к категории среднего риска – один раз в 5 лет;
  • организации, отнесенные к категории умеренного риска – один раз в 6 лет;
  • организации, отнесенные к категории низкого риска – не проводятся.

В настоящее время и до 2030 года плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся только в отношении объектов контроля (надзора), отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, а также гидротехническим сооружениям II класса. При этом, в отношении контролируемых лиц могут быть проведены профилактические визиты, не предусматривающие возможность отказа от их проведения, по следующим основаниям:

  • по поручению Президента Российской Федерации;
  • по поручению Председателя Правительства Российской Федерации;
  • по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации.

Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия в 2022-2024 гг. проводятся исключительно по следующим основаниям:

  1. при условии согласования с органами прокуратуры:
  • при непосредственной угрозе и по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
  • при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства и по фактам причинения такого вреда;
  • при непосредственной угрозе и по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
  • при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований;
  • в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки, внепланового инспекционного визита в связи с истечением срока исполнения предписания, выданного до 1 марта 2023 г., о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
  • по решению руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по труду и занятости или ее территориальных органов в случае поступления от работников обращений (информации), содержащих сведения о массовых (более 10 процентов среднесписочной численности или более 10 человек) нарушениях работодателями их трудовых прав, связанных с полной или частичной невыплатой заработной платы свыше одного месяца;
  • по истечении срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, выданных после 1 марта 2023 г.;
  1. без согласования с органами прокуратуры:
  • по поручению Президента Российской Федерации;
  • по поручению Председателя Правительства Российской Федерации;
  • по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;
  • по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Срок проведения контрольных (надзорных) мероприятий составляет:

  1. для инспекционного визита и рейдового осмотра – один рабочий день;
  2. для документарной и выездной проверок – не более десяти рабочих дней.

В отношении субъектов малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать:

  • 50 часов для малого предприятия;
  • 15 часов для микропредприятия.

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере труда имеют право:

  • беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения контрольных (надзорных) мероприятий организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;
  • запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, включая материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационные базы, банки данных и иные носители информации, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
  • расследовать несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
  • направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  • выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
  • предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда;
  • принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия инспектор составляет соответствующий акт.

Жалобы на решения Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов, действия (бездействие) должностных лиц рассматриваются в досудебном порядке:

  • в отношении решений государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации, действий (бездействия) ее должностных лиц – руководителем (заместителем руководителя) государственной инспекции труда либо Федеральной службой по труду и занятости;
  • в отношении решений руководителя (заместителя руководителя) государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации – Федеральной службой по труду и занятости;
  • в отношении решений должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости – руководителем Федеральной службы по труду и занятости.

Судебное обжалование решений Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов, действий (бездействия) должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования.

Мероприятия
Интервью
Новости