Оценка и управление профессиональными рисками
Версия для слабовидящих

Оценка и управление профессиональными рисками

Профессиональный риск - вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Трудовой Кодекс Российской Федерации Статья 209

 

КАКОВЫ ЦЕЛЬ И МЕСТО ОЦЕНКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ В СИСТЕМЕ ОХРАНЫ ТРУДА

line02

Целью  оценки и управления профессиональными рисками является обеспечение безопасности и сохранение здоровья работника в процессе трудовой деятельности.

Место оценки и управления профессиональными рисками в системе охраны труда

Оценка и управление профессиональными рисками является составной частью системы управления охраной труда организации, направленной на формирование и поддержание профилактических мероприятий по оптимизации опасностей и рисков, в том числе по предупреждению аварий, травматизма и профессиональных заболеваний.

Оценка риска является частью процесса менеджмента риска и представляет собой структурированный процесс, в рамках которого идентифицируют способы достижения поставленных целей, проводят анализ последствий и вероятности возникновения опасных событий для принятия решения о необходимости обработки риска.

Управление профессиональными рисками -  комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков (Трудовой Кодекс Российской Федерации, статья 209).

Оценка риска позволяет ответить на следующие основные вопросы:

  • какие события могут произойти и их причина (идентификация опасных событий);
  • каковы последствия этих событий;
  • какова вероятность их возникновения;
  • какие факторы могут сократить неблагоприятные последствия или уменьшить вероятность возникновения опасных ситуаций.

Кроме того, оценка риска помогает ответить на вопрос: является уровень риска приемлемым, или требуется его дальнейшая обработка? (ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011).

 

КАКИЕ ИМЕЮТСЯ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ И УПРАВЛЕНИЮ РИСКАМИ

line02

Федеральным законом от 4 октября 2010 г. N 265-ФЗ ратифицирована Конвенция МОТ об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенция N 187). В соответствии со статьей 3 данной Конвенции «Каждое государство-член содействует основополагающим принципам, таким как: оценка профессиональных рисков или опасностей; борьба с профессиональными рисками или опасностями в месте их возникновения; развитие национальной культуры профилактики в области безопасности и гигиены труда, которая включает информацию, консультации и подготовку».

В пункте 6 Рекомендации Конвенции установлено, что государства-члены МОТ должны содействовать применению системного подхода к управлению вопросами охраны труда, изложенному в Руководстве по системам управления охраной труда ILO-OSH 2001 (МОТ СУОТ:2001).

Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 (ILO-OSH 2001, IDT) «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» позволяет использовать международный опыт обеспечения охраны труда в организациях России, а также реализовать положения Трудового кодекса и Конвенции МОТ N 187 о применении документа ILO-OSH 2001.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» принят с целью адаптировать положения межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.230-2007 применительно к национальным условиям.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков» - определяет порядок оценки рисков, связанных с ущербом здоровью и жизни работника в процессе его трудовой деятельности, и может быть использован на различных уровнях - национальном, в отрасли экономики и промышленности, в организации и на отдельном рабочем месте.

Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 1 марта 2012 г. N 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков» в Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков входит «Проведение специальной оценки условий труда, оценки уровней профессиональных рисков».

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 «Менеджмент риска. Термины и определения» содержит определения основных терминов в области менеджмента риска.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство» подробно описывает систематический и логический процесс управления риском посредством его идентификации, его анализа и последующего оценивания, будет ли риск изменен воздействием, чтобы соответствовать установленным критериям риска. На протяжении всего этого процесса организации обмениваются информацией и консультируются с заинтересованными сторонами, а также наблюдают и анализируют риск и действия по управлению, которые изменяют риск для гарантии того, что какого-либо воздействия на риск в дальнейшем больше не потребуется.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска» разработан в дополнение к ИСО 31000 и содержит рекомендации по выбору и применению методов оценки риска.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 июля 2012 г. N 154-ст утвержден Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья Требования». Стандарт устанавливает общие требования к системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (БТиОЗ), чтобы сделать организацию способной управлять профессиональными рисками. Применительно к аспекту оценки и управления профессиональными рисками, он устанавливает требования к процедуре и методологии идентификации опасностей и оценки рисков, а также приоритетность мер по снижению рисков, реализуемую при определении мер управления рисками или рассмотрении вопроса об изменении существующих мер.

В феврале 2014 г. Минтрудом РФ подготовлен проект Приказа «Об утверждении типового положения о системе управления охраной труда». Проект Типового положения о системе управления охраной труда составлен с учетом требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и содержит специальный раздел, посвященный управлению рисками, устанавливающий необходимость разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии процедуры оценки и управления рисками в организации с целью разработки мер по их снижению.

 

СХЕМА ОЦЕНКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ

 

Идентификация опасностей

   
line02    

Количественная и сравнительная
оценка риска
(оценка приемлемости риска
на основе анализа
и сопоставления риска
с приемлемым риском)

line03

Отборочные критерии - цель или установленные требования, используемые для принятия решения о приемлемости идентифицированной опасности или воздействия

line02  
Определение действий по снижению риска.

Предупредительные и контролирующие меры должны быть осуществлены в следующем порядке приоритетности:

  • устранение опасности/риска;
  • ограничение опасности/риски в его источнике путем использования технических средств коллективной защиты или организационных мер;
  • минимизация опасности/риски путем проектирования безопасных производственных систем, включающих меры административного ограничения суммарного времени контакта с вредными и опасными производственными факторами;
  • бесплатное предоставление работникам соответствующих средств индивидуальной защиты, включая спецодежду в случае невозможности ограничения опасностей/рисков средствами коллективной защиты и принятие мер по обеспечению их использования и обязательного технического обслуживания.
line03

Установка функциональных требований - минимальных критериев, которые должны быть определены для удовлетворения установленных целей в области здоровья и безопасности

 

Функциональные требования достигнуты

Функциональные требования не достигнуты

Конец

 

 

ЭТАПЫ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА

line02

Этап 1 - гигиеническая оценка и установление класса условий труда по критериям Р 2.2.2006-05 Риск оценивают по категории 2 (подозреваемый).
Этап 2- анализ нормативно-технической документации на оборудование, технологические процессы, материалы и т.п., анализ литературы по условиям труда данной профгруппы (в т.ч. международных карт химической безопасности, листков опасности по профессиям, списков репротоксикантов и т.п.), а также привлечение имеющихся материалов - клинико-физиологических, лабораторных, экспериментальных и др., учет данных экспертиз, исследований, расследований.
По этим данным риск оценивают по категории 1Б (предполагаемый).
Этап 3 - анализ профессиональной заболеваемости.
Этап 4 - анализ результатов периодических медицинских осмотров.
Этап 5 - анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности, смертности и т.п. по специальным программам.
Этап 6 - верификация класса условий труда, определенного на этапе 1, с учетом данных, полученных на этапах 2 - 5.
Этап 7 - расчет индекса профзаболеваний.
Этап 8 - шкалирование полученных данных по ЗВУТ, инвалидности, смертности, другим показателям.
Этап 9 - расчеты величин относительного риска RR, этиологической доли EF, доверительных интервалов 95% CI.
Этап 10 - оценивание риска и определение категории доказанности риска.
Этап 11 - заключение.
Этап 12 - рекомендации.

 

Управление профессиональными рисками – механизм, позволяющий обеспечивать безопасность и улучшение условий труда на предприятии.

 

Система управления профессиональными рисками является частью системы управления охраной труда работодателя и включает в себя следующие основные элементы:

•   политика в области управления профессиональными рисками, цели и программы по их достижению;

•   планирование работ по управлению профессиональными рисками;

•   процедуры системы управления профессиональными рисками;

•   контроль функционирования системы управления профессиональными рисками;

•   анализ эффективности функционирования системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей.

Работодатель  должен  поддерживать в актуальном  состоянии  систему  управления профессиональными рисками  в соответствии  с  требованиями  настоящего  Положения по профрискам.

 

Утверждено

Приказом Министерства здравоохранения и

социального развития Российской Федерации

от  ____ _____ 2011 г. № _____

 

Положение

о системе управления профессиональными рисками

 

 

1.                 Общие положения

 

1.1.            Положение о системе управления профессиональными рисками (далее - Положение) устанавливает требования к построению системы управления профессиональными рисками у работодателя и процедурам управления профессиональными рисками.

1.2.            Настоящее Положение распространяется на работодателей (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

1.3.            Система управления профессиональными рисками является частью системы управления охраной труда работодателя и включает в себя следующие основные элементы:

а) политика в области управления профессиональными рисками, цели и программы по их достижению;

б) планирование работ по управлению профессиональными рисками;

в) процедуры системы управления профессиональными рисками;

г) контроль функционирования системы управления профессиональными рисками;

д) анализ эффективности функционирования системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей.

1.4.             Работодатель  должен  поддерживать в актуальном  состоянии  систему  управления профессиональными рисками  в соответствии  с  требованиями  настоящего  Положения.

 

2.                 Требования к политике в области управления профессиональными рисками, целям и программам по их достижению

 

2.1.           Политика работодателя в области управления профессиональными рисками должна быть частью политики работодателя в области охраны труда (далее – Политика). Политика должна:

а) соответствовать видам деятельности, характеру и масштабам рисков Работодателя в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;

б)  включать  обязательства  по  предотвращению  травм  и  ухудшения  состояния здоровья работников,  а  также  по  постоянному  улучшению  системы управления профессиональными рисками;

в) включать  обязательства по обеспечению  соответствия  применимым к работодателю законодательным  и  другим нормативным  требованиям,  относящимся к существующим опасностям[1], возникающим при осуществлении деятельности и влияющим на обеспечение безопасных условий труда и здоровье работников;

г)1регулярно анализироваться для обеспечения постоянного соответствия изменяющимся условиям, документироваться и поддерживаться в актуальном состоянии;

д) быть доступной всем работникам, включая работников подрядных организаций, и находиться в легкодоступных местах для ознакомления с ней.

2.2.           Работодатель  должен  установить  цели  в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья для соответствующих видов деятельности и организационной структуры, обеспечить их достижение и актуализацию. При этом цели должны быть, где это практически возможно, измеримыми и согласованными с политикой в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья,  включая  обязательства  предотвращать  травмы  и ухудшение  состояния  здоровья работников,  обязательства  соответствовать   законодательным,  нормативным  и  другим  требованиям, применимым к деятельности работодателя.

2.3.           Устанавливая  цели,  Работодатель  должен  учитывать свои технологические, финансовые, производственные возможности, а также оцененные риски.

2.4.           Работодатель должен  разработать,  внедрить  и  поддерживать  в  актуальном  состоянии Программы  для  достижения  целей в области управления профессиональными рисками (далее - Программы).  Программы  должны  включать:

а) установление  ответственности  и  полномочий  для  достижения  целей между отдельными специалистами и руководителями;

б) технологические, финансовые и производственные средства  для  достижения поставленных  целей  и  временные  пределы,  когда  надлежит достигнуть этих целей.

2.5.           Цели  и  программы системы управления профессиональными рисками  следует разъяснять работникам на соответствующих уровнях, в том числе при проведении   обучения, консультирования и т.п.

2.6.           Работодатель должен регулярно  проводить  анализ  выполнения  Программ на соответствующих уровнях,  и,  при необходимости, предпринимать меры по их корректировке.

 

3.      Требования к планированию работ по внедрению системы управления профессиональными рисками

 

3.1.           Работодатель должен планировать деятельность по формированию и внедрению системы управления профессиональными рисками. Планирование должно основываться на результатах анализа исходной информации, которая готовится на уровне работодателя и на уровне его подразделений, а также включать анализ следующей основной исходной информации:

а) данные по организационной структуре, штатной численности, видов деятельности организации, производимых работ на рабочих местах, данные о производственном процессе и оборудовании;

б) результаты анализа производственного травматизма;

в) результаты анализа профессиональных заболеваний;

г) результаты предварительных и периодических медицинских осмотров;

д) результаты проведенных ранее мероприятий по снижению рисков;

3.2.            Работодатель должен назначить должностное лицо, ответственное за систему управления профессиональными рисками и наделить его обязанностями и правами, необходимыми для ее функционирования и поддержания в актуальном состоянии. Ответственный за систему управления профессиональными рисками должен представлять Работодателю отчет о функционировании системы для анализа ее функционирования и использования в качестве основы для улучшения системы.

3.3.            Работодатель должен назначить должностных лиц, ответственных за проведение идентификации опасностей[2] и оценки рисков[3] на имеющихся у работодателя рабочих местах, и обеспечить создание групп (команд) по идентификации опасностей и оценки рисков.

3.4.            Работодатель должен назначить должностных лиц, ответственных за проведение в организации внутреннего аудита[4] системы управления профессиональными рисками, и обеспечить создание группы специалистов для проведения на постоянной основе  внутреннего аудита и подготовки объективной информации работодателю для проведения анализа системы управления профессиональными рисками со стороны Работодателя.

3.5.            Работодатель должен установить обязанности всех должностных лиц, на которых возложена ответственность по управлению рисками в структурных подразделениях, а также  в  зонах  выполнения  работ, с учетом законодательных, нормативных и других требований, применимым к организации.

3.6.            Работодатель должен установить обязанности должностного лица, ответственного за организацию и проведение наблюдения за состоянием здоровья работников, как в рамках периодических медицинских осмотров (обследования), по оценке состояния здоровья работников для обнаружения и идентификации отклонений от нормы.

3.7.            Работодатель при необходимости создает орган управления (координационный совет и т.п.), обеспечивающий проведение анализа функционирования системы управления профессиональными рисками и выработку взвешенных управленческих решений.

 

4.             Требования к организации и внедрению процедур системы управления профессиональными рисками

 

Работодатель в рамках системы управления профессиональными рисками должен обеспечить функционирование следующих процедур:

а) обучения и подготовки персонала;

б) идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков;

в) управления профессиональными рисками;

г) документирования системы управления профессиональными рисками;

е) информирования работников и их участия;

д) подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них.

 

4.1.            Требования к процедуре обучения и подготовки персонала

 

4.1.1.      Обучение и (или) подготовка, а также другие планируемые мероприятия должны быть направлены как на достижение соответствия требованиям по компетентности[5], так и на повышение осведомленности персонала.

4.1.2.      Работодатель  должен  обеспечить,  чтобы  любое должностное лицо,  участвующее  в  принятии управленческих решений, которые  могут  повлиять  на профессиональную безопасность и здоровье работников, являлось компетентным на основе  соответствующего  образования и (или) подготовки, проводимой в соответствии с порядком, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4.1.3.      Работодатель должен специально учитывать требования к компетентности для тех лиц, которые будут выполнять следующие функции:

а)  представители работодателя;

б)  выполнение идентификации опасностей и оценки рисков;

в)  выполнение работ по мониторингу системы управления профессиональными рисками[6];

г)  организация и проведение внутренних аудитов;

е) допуск персонала к работам, определенным при оценке профессиональных рисков,  как  связанные  с повышенной опасностью.

4.1.4.      Программы подготовки работников должны учитывать функции, выполняемые сотрудниками с учетом их ответственности и полномочий, а также действия работников внешних организаций[7]. Программы подготовки персонала должны включать в себя обучающий материал по следующим вопросам:

а)  порядок действий при возникновении аварийной ситуации, а также потенциальных последствиях отклонений от установленного технологического процесса;

б) последствия действий сотрудников и их поведения, связанные с профессиональными рисками для здоровья и безопасности;

в) необходимость выполнения обязательств и политики в области охраны труда, принятых работодателем, а также  процедур, установленных в рамках системы управления профессиональными рисками;

4.1.5.      Работодатель должен обеспечивать повышение осведомленности в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников внешних организаций.

 

4.2.            Требования к процедуре идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков

 

4.2.1.      Процедуры идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков должны учитывать:

а)  повседневную (стандартную,  обычную)  и  редко выполняемую деятельность работников, а также деятельность  работников внешних организаций,  имеющих  доступ  к  зоне  выполнения  работ;

в) человеческий фактор при выполнении профессиональной деятельности работниками (возможность операционной ошибки, утомление вследствие высокого напряжения, ошибки при часто повторяющихся действиях и др.);

г)  опасности,  выявленные, как вблизи, так и вне  зоны  выполнения  работ,  которые  способны неблагоприятно повлиять на здоровье и безопасность работников, включая работников внешних организаций;

е)  инфраструктуру,  оборудование  и  материалы,  находящиеся  в  зоне  выполнения работ, вне зависимости от того, кем они предоставлены;

ж) изменения  или  предполагаемые  изменения  видов деятельности и технологических процессов;

з) проекты зоны выполнения работ, технологические процессы, сооружения,  машины,  технологическое оборудование и организацию работ.

4.2.2.      Процедура идентификации опасностей должна обеспечивать выявление, идентификацию и описание всех имеющихся на рабочем месте опасностей с определением  потенциального ущерба безопасных условий труда и здоровья. Идентификация опасностей проводится в соответствии с Порядком оценки уровня профессионального риска, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4.2.3.      Процедура оценки профессиональных рисков должна:

а) соответствовать сложности оцениваемой деятельности и возможным последствиям;

б) давать результаты в простой и понятной форме, обеспечивающей возможность прослеживаемости, воспроизводимости и использования для управления профессиональными рисками;

в) в случае сомнений в оценке профессионального риска, или когда предварительные оценки указывают на высокий риск, должны рассматриваться варианты оценки профессиональных рисков на основе проведения инструментальных и (или) лабораторных измерений, при проведении которых должны использоваться методы, предусмотренные действующими нормативными актами, а также поверенные в установленном порядке средства измерения;

г) при оценивании профессиональных рисков должны рассматриваться все возможные воздействия идентифицированных опасностей на здоровье и безопасность, а также учитываться характер воздействия опасностей по времени.

4.2.4.      Оценка профессиональных рисков должна осуществляться посредством сопоставления результатов анализа с критериями приемлемости рисков[8].

4.2.5.      Работодатель должен выявлять опасности и оценивать профессиональные риски для здоровья и безопасности работников, связанные с  осуществляемыми в организации изменениями в системе управления профессиональными рисками или в деятельности Работодателя в целом, до того, как эти изменения будут реализованы, и обеспечить учет таких оценок при выборе средств управления профессиональными рисками, отраженными в п. 4.3 Положения.

4.2.6.      Идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков должны проводиться совместно Работодателем и Аттестующей организацией, обладающей компетентным  в  соответствующих  методиках  и  технических  приемах идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков персоналом.

4.2.7.      Привлечение работников Работодателя к процессу идентификации опасностей  следует осуществлять в соответствии с п.4.6 Положения.

4.2.8.      Работодатель  должен  документировать  выявленные  опасности,  результаты  оценки уровня профессиональных рисков и поддерживать эту информацию в актуальном состоянии в соответствии с Порядком оценки уровня профессионального риска, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

 

4.3.            Требования к процедуре управления профессиональными рисками

 

4.3.1.      Работодатель должен периодически анализировать результаты оценки профессиональных рисков для обоснования принимаемых управленческих решений, касающихся рисков.

4.3.2.      При выборе средств управления профессиональными рисками или в случае планирования изменений существующих  средств  управления  должны  рассматриваться  возможности  снижения профессиональных рисков в соответствии со следующей иерархией:

а)  устранение риска;

б)  замена одних рисков другими, менее значимыми;

в)  применение технических средств снижения уровня риска;

г)  применение  плакатов  и  предупреждающих  об  опасности  знаков  и (или) административных средств управления рисками;

д)  применение средств индивидуальной защиты[9] (далее – СИЗ) персонала.

4.3.3.      Для предотвращения угроз профессиональной безопасности в системе управления профессиональными рисками Работодатель должен применять ко всем видам деятельности и производственным процессам, связанными с опасностями, средства оперативного контроля[10] в соответствии со следующей их иерархией:

1) Изменение конструкции оборудования или технологий, направленные на предотвращение возникновения опасности или ее ликвидацию;

2) Применение средств сигнализации (предупреждения)  о  существовании  опасности;

3) Применение организационных и обучающих мер управления;

4) Использование средств индивидуальной защиты (СИЗ).

4.3.4.      Средства оперативного контроля применяются к следующим областям:

а) работы повышенной опасности (использование  методик, инструкций или  утвержденных методов работы в зонах повышенной опасности; применение необходимого оборудования; предварительная оценка на соответствие требованиям к работам повышенной опасности, обучение и др.);

б) применение опасных материалов (условия использования опасных материалов, включая информацию по применению  аварийного  оборудования;  ограничения  зон,  в  которых  допускается  использование  опасных материалов;  безопасные условия хранения опасных материалов и контроль доступа; условия предоставления доступа к опасным материалам; экранирование опасных материалов и др.);

в)   использование оборудования и услуг (регулярное  техническое  обслуживание и  ремонт оборудования, его проверка и испытание в целях предотвращения условий, угрожающих безопасности;  проверка  состояния  зданий, сооружений, помещений  и  поддержание  в надлежащем состоянии пешеходных путей, управление движением; предоставление, контроль и техническое обслуживание средств индивидуальной защиты;  проверка  и  испытание  систем  защиты  от  падений,  систем  обеспечения электробезопасности,  спасательного  оборудования,  системы  блокирующих  выключателей,  оборудование для  обнаружения  и  тушения  пожара,  устройства  для  контроля облучения, системы вентиляции и др., а также погрузочно-разгрузочного  оборудования (кранов, погрузчиков,  лебедок,  и  др.  подъемного оборудования); проверка полученных товаров, оборудования, услуг, и (периодическая) проверка их характеристик, относящихся к профессиональной безопасности и здоровью работников и др.);

г)  работники внешних организаций (определение критериев выбора подрядчиков;  сообщение требований безопасности и охраны труда подрядчикам; оценка и мониторинг профессиональной деятельности подрядчиков в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья; определение требований к посетителям; инструктаж и обучение; предупредительные вывески и наглядные средства предоставления информации;  мониторинг поведения посетителей и руководство их работой и др.);

д) общие меры (поддержание  порядка  в  помещении  и  техническое  обслуживание свободных дорожек для прохода; поддержание  тепловой  окружающей  среды (температура,  качество воздуха); поддержание в актуальном состоянии планов действий в аварийных ситуациях; недопустимость злоупотребления  наркотиками  и алкоголем и т.п.;  программы  охраны  здоровья (программы  медицинского обследования и т.п.); программы  обучения  и  повышения  осведомленности работников, включая работников внешних организаций, меры контроля допуска и др.

4.3.5.      Работодатель должен использовать превентивные меры управления профессиональными рисками (наблюдение за состоянием здоровья работника, осведомление и консультирование об опасностях и  профессиональных рисках на рабочих мест, инструктирование и обучение по вопросам системы управления профессиональными рисками и др.) и отдавать им предпочтение.

4.3.6.      При реализации средств управления профессиональными рисками мероприятия должны быть направлены на выполнение законодательных, нормативных и других требований, применимых к работодателю.

4.3.7. Для эффективного выполнения мероприятий по управлению профессиональными рисками, работодатель должен использовать, как правило, сочетание различных мер, и не полагаться на одну единственную меру.

 

4.4.            Требования к процедуре подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них

 

4.4.1.      Работодатель в рамках данной процедуры должен обеспечить:

а) выявление потенциально возможных аварийных ситуаций;

б) реагирование на такие аварийные ситуации (возникшие и тренировочные, в рамках практических занятий).

4.4.2.      Работодатель должен реагировать на реально возникшие аварийные ситуации и

предупреждать или уменьшать связанные с ними неблагоприятные последствия для обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников. Для этого он должен, где это практически возможно, периодически проводить тренировочные (практические) занятия по обеспечению реагирования на аварийные ситуации, привлекая к этому, по возможности, соответствующие заинтересованные стороны.

4.4.3.      Работодатель должен периодически анализировать и, при необходимости, пересматривать свою подготовку к аварийным ситуациям и реагирования на них, в особенности после периодических тренировочных (практических) занятий, а также после имевших место аварийных ситуаций.

 

4.5.            Требования к процедуре документирования системы управления профессиональными рисками

 

4.5.1.      Работодатель  должен  поддерживать соответствующую  текущему периоду времени документацию системы управления профессиональными рисками, достаточную  для  обеспечения  доказательства того,  что  данная система внедрена, поддерживается в актуальном состоянии и соответствует требованиям настоящего Положения.

4.5.2.      Документация системы управления профессиональными рисками должна включать:

а)  политику в области охраны труда и управления профессиональными рисками и цели в области управления профессиональными рисками;

б)  документацию выполнения требований настоящего Положения;

4.5.3.      Работодатель должен поддерживать документацию в актуальном состоянии путем:

а)  утверждения документов на предмет их адекватности до их выпуска;

б) анализа, актуализации (при необходимости) и переутверждения документов;

в) обеспечения  идентификации изменений  и  статуса  действующей  в  настоящий момент редакции документов;

г) обеспечения  того,  чтобы  соответствующие  версии (редакции)  применимых документов находились в местах их использования;

д)  обеспечения  сохранности  документов  в  состоянии,  позволяющем  их прочитать и легко идентифицировать;

е)  обеспечения  того,  чтобы  документы, определенные  Работодателем  как  необходимые  для  планирования  и функционирования  системы  управления профессиональными рисками,  могли быть выявлены и использованы;

ж) предотвращения непреднамеренного использования устаревших (вышедших из употребления) документов.

4.5.4.      Работодатель в рамках данной процедуры  должен  обеспечить учет законодательных, нормативных и других требований по обеспечению безопасных условий труда и здоровья. При этом  информация о применимых к работодателю законодательных, нормативных и других требованиях должна постоянно актуализироваться и доводиться до работников и  работников внешних организаций и других заинтересованных лиц.

 

4.6.            Требования к процедуре информирования работников и их участия

 

4.6.1.      Для обеспечения эффективной работы системы управления профессиональными рисками, а также использования  процессов  обмена  информацией  и  консультаций в рамках функционирования системы, Работодатель должен обеспечить:

а)  обмен информацией и консультирование в отношении рисков для безопасных условий труда и здоровья между различными уровнями и структурными подразделениями Работодателя, а также с работниками внешних организаций;

б) документирование   соответствующих  обращений  внешних заинтересованных сторон, а также ответа на них.

4.6.2.      В рамках информирования работников внешних организаций  Работодатель  должен  определить структуры и назначить ответственных исполнителей,  предназначенных для информирования  подрядчиков и посетителей  о  своих  требованиях  в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья. При этом информация  должна  соответствовать  опасностям  и  профессиональным рискам, связанным  с  выполняемой работой и предусматривать уведомление о последствиях невыполнения условий соответствия требованиям безопасности.

4.6.3.      Работодатель должен информировать работников внешних организаций об имеющихся средствах оперативного контроля (системы контроля прохода на территорию, наличие нарядно-допускной системы выполнения работ, и т.п.)

4.6.4.      Работодатель в рамках информирования работников внешних организаций должен быть установлен порядок, обеспечивающий проведение консультаций  на  месте выполнения работ.

4.6.5.      В  отношении  работников внешних организаций  обмен  информацией  должен включать как минимум:

а)  требования безопасности, относящиеся к посетителям;

б) процедуры эвакуации и реакция на сигналы тревоги;

в) контроль перемещения;

г) контроль доступа и требования по сопровождению;

д) средства индивидуальной защиты, которые необходимо применять (каски, защитные очки и т.п.).

4.6.6.      Работодатель должен создать условия для:

а)  вовлечения работников в деятельность в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья путем:

б) привлечения  их  к  идентификации  опасностей, оценке профессиональных рисков  и  выбору  средств управления профессиональными рисками;

в) привлечения их к проведению анализа несчастных случаев[11];

г) привлечения их к разработке и анализу политики и целей в области охраны здоровья и безопасности труда;

д) консультирования их по всем изменениям, которые могут повлиять на охрану их здоровья и обеспечение безопасности их труда;

е) привлечения  их  официальных  представителей[12]  к  рассмотрению  вопросов охраны здоровья и безопасности труда.

ж)  консультирования работников внешних организаций в случае реализации каких-либо изменений, которые  могут  повлиять  на  обстоятельства,  влияющие  на  охрану  здоровья  их работников и обеспечение безопасности их труда.

4.6.7.      Работники обязаны оказывать поддержку политике Работодателя в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья за счет ответственного выполнения  обязательств соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, а также требования настоящего Положения.

4.6.8.      Работники должны правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.

4.6.9.      Работники должны проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда.

4.6.10.   Работники обязаны содействовать наиболее полному выявлению источников опасностей и причин неправильных действий, участвовать в оценке рисков.

4.6.11.   Работники должны оказывать содействие проведению анализа несчастных случаев на производстве.

4.6.12.   Работники должны знать, кто является их полномочным представителем по вопросам безопасных условий труда и здоровья.

4.6.13.   Работники обязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом случае травмирования, или об ухудшении состояния здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания (отравления), а также о выявленном у него профессиональном заболевании.

4.6.14.  Работники обязаны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных трудовым законодательством России.

Работники несут ответственность за соблюдение выполнения порученных им работ (действий), регламентированных процедурами в рамках системы управления профессиональными рисками.

 

5.                  Контроль функционирования системы управления профессиональными рисками

5.1.            Работодатель должен обеспечить контроль функционирования системы управления профессиональными рисками посредством реализации процедур мониторинга и внутреннего аудита системы.

5.2.            Процедура мониторинга в системе управления профессиональными рисками включает в себя качественные  и  количественные измерения и оценки состояния выполнения требований настоящего Положения, выполняемые с целью получения информации о состоянии и эффективности работы системы в целом. Мониторинг должен включать в себя следующие основные составляющие:

а) мониторинг условий труда и оценку профессиональных рисков;

б) мониторинг (расследование) несчастных случаев, ухудшения здоровья работников, болезней, профзаболеваний;

в) мониторинг несоответствий[13] в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;

г) мониторинг Программ по достижению целей в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников;

д) мониторинг программ реабилитации работников и финансовых затрат, связанных с ущербом для здоровья и безопасности работников.

5.3.            Внутренние  аудиты (проверки) системы управления профессиональными рисками направленны на определение соответствия требованиям настоящего Положения и оценку результативности системы в целом. Внутренний аудит (проверка) должен проводиться в соответствии с Программой аудита и критериями аудита[14].

5.4.            В результаты внутреннего аудита (проверки) должны включаться свидетельства аудита (факты) подтверждающие выполнение или невыполнение требований настоящего Положения. Результаты внутреннего аудита должны быть использованы в анализе системы управления профессиональными рисками высшим руководством[15] с целью формирования корректирующих действий[16] по улучшению системы управления профессиональными рисками.

 

6.                  Требования к процедуре анализа эффективности функционирования системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя и его представителей

 

6.1.            Работодатель должен обеспечить анализ функционирования системы управления профессиональными рисками, входными данными для которого являются результаты мониторинга системы управления профессиональными рисками, аудитов и проверок, а также результатов предыдущего анализа со стороны работодателя и его представителей.

6.2.            Результаты  анализа  системы управления профессиональными рисками со  стороны  работодателя и его представителей должны  быть согласованными  с  обязательством  работодателя  относительно  постоянного улучшения  и  включать  все  решения  и  действия,  относящиеся  к  возможным изменениям политики, целей в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья работников, а также всех элементов системы управления профессиональными рисками.

 

7.      Требования к надзору и контролю

 

7.1.            Государственный надзор и контроль за соблюдением работодателем требований настоящего Положения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации).

7.2.            Контроль за соблюдением работодателями требований Положения в подведомственных  организациях осуществляется в соответствии со статьями 353 и 370  Трудового кодекса Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также профессиональными союзами, их объединениями и состоящими в их ведении техническими инспекторами труда и уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда.

 

 

Требования к организации и внедрению процедур системы управления профессиональными рисками

 

Работодатель в рамках системы управления профессиональными рисками должен обеспечить функционирование следующих процедур:

•          обучения и подготовки персонала;

•          идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков;

•          управления профессиональными рисками;

•          документирования системы управления профессиональными рисками;

•          информирования работников и их участия;

•          подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них.

 

ВНИМАНИЕ: Данное Положение распространяется на работодателей (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

 

Уровень профессионального риска характеризует:

 

•          вероятность (частота для данной профессиональной группы работающих за определенный период времени) наступления страховых случаев, приводящих к утрате заработков из-за несчастных случаев на производстве;

•          виды (нозология) и продолжительность повреждения здоровья (утраты трудоспособности);

•          набор компенсационных выплат, медицинских и реабилитационных услуг, требующихся для конкретной профессиональной группы работающих.

 

При определении уровня профессионального риска оценка условий труда на рабочих местах по гигиеническим критериям является предварительной и должна дополняться оценкой фактического его воздействия на состояние здоровья работающих с использованием медико-статистических показателей уровней профессиональной  заболеваемости и тяжести их последствий.

 

Взаимосвязанные процедуры системы управления профессиональными рисками

 

•          Выявление, оценка и учет вредных и опасных факторов производственной среды (факторов профессионального риска).

•          Разработка и обоснование мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда.

•          Внедрение и контроль исполнения мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда.

•          Контроль факторов профессионального риска.

•          Подготовка  корректирующих действий.

 



[1] Источник,  ситуация  или  действие  с  потенциальным  вредом  в  виде  травмы  или ухудшения состояния здоровья либо их сочетания

[2] Процесс  признания  того,  что  опасность  существует,  и  определения  ее характеристик

[3] Процесс оценивания риска, связанного  с опасностью, принимающий во внимание полноту всех существующих средств управления и позволяющий решить вопрос о том, является ли риск приемлемым или нет

[4] Систематический,  независимый  и  документируемый  процесс  получения «свидетельств  аудита»  и  их  объективного  оценивания  для  определения  степени соответствия «критериям аудита»

[5] Проявленные личные качества и выраженная способность применять свои знания и навыки

[6] Процесс постоянного отслеживания показателей (результатов качественных и количественных измерений и оценок выполнения требований настоящего Положения) с целью получения информации о состоянии условий труда и  эффективности работы системы управления профессиональными рисками

[7] Работники и посетители, не состоящие в трудовых отношениях с Работодателем, на территории которого выполняется работа или другая деятельность

[8] Риск,  сниженный до  уровня,  который может поддерживать организация,  учитывая свои  правовые  обязательства  и  свою  собственную  политику  в области обеспечения безопасных условий труда и здоровья

[9] При применении средств индивидуальной защиты для обеспечения защищенности работника он должен быть информирован  о тех рисках, для защиты от которых его может защитить данное СИЗ; при применении СИЗ необходимо обеспечить  соответствие их существующим условиям труда на рабочем месте, а также правильное  использование и обслуживание СИЗ; при неправильном использовании или обслуживании СИЗ у работника может создаваться ложное чувство защищенности;  СИЗ могут создавать неудобства или быть вредными для здоровья или опасными для работы, т.е. являться дополнительным источником риска; СИЗ защищают только данного пользователя, в то время как  другие работники, оказывающиеся в этой рабочей зоне, остаются  незащищенными.

[10] Повседневная целенаправленная деятельность по предотвращению возникновения и ликвидации опасных ситуаций при выполнении производственных (технологических) процессов и действий

[11] Это связанное с работой событие(я),  которое  привело  к  травме, ухудшению состояния здоровья или смерти

[12] Работники должны быть информированы о возможностях их участия в деятельности по охране здоровья и безопасности труда,  включая  информацию  о  том,  кто  является  их  полномочным представителем по вопросам охраны здоровья и безопасности труда

[13]Невыполнение требования

[14] Совокупность политики, процедур или требований, используемых для сопоставления с ними свидетельств аудита

[15] Лицо или группа работников, осуществляющих направление деятель­ности и управление организацией на высшем уровне

[16] Действия  для  устранения  причины обнаруженного несоответствия или другой выявленной нежелательной (негативной) ситуации

 

В систему охраны труда внедрят управление профессиональными рисками

Новый законопроект предлагает отнести профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости к основным принципам регулирования трудовых отношений. Документ устанавливает гарантии работникам, занятым во вредных условиях труда. А также деление профессиональных рисков на допустимые, прогнозируемые, повышенные и недопустимые уровни.

Минтруд предлагает ввести норму, согласно которой работодатель обязан приостановить либо прекратить свою деятельность, если по результатам спецоценки условий труда на его рабочих местах условия труда будут отнесены к опасному классу.

Планируется, что Правительство РФ сформирует и внедрит информационно-аналитическую систему электронных сервисов для работников и работодателей «Онлайнинспекция.рф».

 

Правительство ввело риск-ориентированный подход к проверкам на предприятиях

В сентябре вступило в силу постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806. Оно установило новый порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска или опасности — риск-ориентированный подход. Это метод организации и проведения государственного контроля, при котором выбор формы, продолжительности и периодичности проверок зависит от того, к какой категории риска и классу опасности относится предприятие.

Риск-ориентированный подход будут применять Госпожнадзор, Роспотребнадзор, Роскомнадзор и ФМБА России.

Законотворцы определили, что в плановом порядке на предприятия с высокой степенью риска нанесения ущерба здоровью сотрудникам проверяющие органы будут приходить ежегодно. По мнению чиновников, держать на особом контроле необходимо обрабатывающие производства, строительство и сельское хозяйство. Компании со средним уровнем риска планируют проверять раз в четыре года. А работодателей с низкой категорией риска (6-й класс опасности) от проверок освободили.

Источник: «Российская газета»

Нравится
Класс!

Яндекс.Метрика